Их маленький союз. Вучич продолжает торговать Сербией

19.04.2024 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Александар Вучич пытается перехитрить всех, создав в Европе Альтернативу ЕС – не пророссийскую, и не проевропейскую, а третью. И эта идея встречает поддержку.

Читайте также: Отвлекающий маневр. Зачем путинские марионетки качают Балканы

После постов Вучича в нескольких соцсетях о »трудных днях для страны» и готовности сербов «сражаться и победить», пришедшихся раз на 25-летие воздушных ударов НАТО по Белграду, из Сербии пришла целая куча никак не связанных между собой и даже противоречивых новостей. Хотя эта несвязность и противоречивость при внимательном рассмотрении оказывается своей противоположностью. Новости из Сербии, как кубики «Лего», отлично сцепляются между собой. Итак:

Во вторник, 8 апреля, во время визита в Париж, Вучич заявил, что Сербия заключила-таки соглашение с Францией о покупке 12-ти истребителей Rafale, которые заменят ещё советский аэрохлам, стоящий сейчас у сербов на вооружении.

Переговоры шли два года – и вот, похоже, завершились. При этом, в ходе совместной пресс-конференции Эмманюэль Макрон призвал Вучича согласовывать внешнеполитические решения с ЕС, куда Сербия стремится (и, якобы, может даже вступить году в 2025, но это не точно), и не сомневаться, что будущее Сербии внутри ЕС и нигде больше.

Никто в этом и не сомневается, в том числе ив Сербии. Вот только внутри – понятие очень широкое. К примеру, печень – внутри, и печеночный сосальщик – внутри, но есть нюанс….

В этот же день в Будапеште трио министров из Венгрии, Сербии и Словении – министр окружающей среды, климата и энергетики Словении Боян Кумер, министр иностранных дел и торговли Венгрии Петер Сийярто и госсекретарь Министерства горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии Велько Ковачевич присутствовали на подписании соглашения об энергетическом партнерстве в рамках проекта BlueSky по интеграции трех электробирж в рамках Adex Group.

Проект Альпийско-Адриатической-Дунайской энергетической биржи, конечно, вполне себе европейский, и продвигается с 2018 года, но встреча под одной крышей стран – еврооппортунистов, две из которых входят в ЕС, регулярно вызывая там головную боль, явление, по меньшей мере, примечательное. Хотя, конечно, делать скороспелых выводов не нужно. Мы и не будем. Выводы должны настояться, как старый виски и отлежаться как старый сыр. Тем не менее, отметочку для памяти сделаем. В Венгрии, как мы помним, царствует Орбан, в Сербии – его сосед, партнер по энергетическим проектам с «Газпромом» и гибридной риторике Вучич, а словенцев затащили как приличных (по сравнению с собой), дабы союзные фонды не отшатнулись от вложений в проект.

Вообще говоря, откровенно пророссийских политиков, за исключением тех, кто просто сидит у Кремля на зарплате,и даже не особо это скрывает, в Европе практически нет. А те, кто на прямой зарплате в основном обитают в Германии и Австрии – это у них старая традиция, ещё с екатерининских времен. Так что евроскептический – не значит прямо пророссийский.

Евроскептики сегодня – это те, кого достала импотентность правящей генерации евробюрократии. Проблема в том, что рецепты, которые открыто предлагают евроскептики, практически совпадают с тем, что евробюрократы стыдливо заметают в тень: окончательный демонтаж Запада в его классическом понимании, и разворот на «третий путь» соглашательства со всякого рода племенными царьками-каннибалами и диктаторами. С Путиным, как с наиболее близким географически – в первую очередь. А, поскольку каннибалов нужно чем-то кормить, то в жертву намечается Украина. Разница лишь в том, что актуальное поколение евробюрократии не может прямо списать Украину в убытки, поскольку эти убытки неприлично велики и повиснут на них. Это вынуждает их действовать исподволь. К примеру, саботируя оказание помощи: вот, на днях, выяснилось, что Германия, отчитавшись о 28 миллиардах евро, уже предоставленных Украине, по факту предоставила только 10,2 млрд. А евроскептиков груз прошлого не тяготит, и они могут не стесняться, и сдавать Украину открыто. Все напрасные траты повиснут на их предшественниках, которые уйдут в тень, и на пенсию, как Меркель.

Макрон же предвидит появление новой группы стран, которые образуют внутри ЕС институализированное сопротивление Брюсселю, и спешит занять позицию посредника между ними и формальными институтами ЕС, и действует комплексно, широким фронтом.

Так, помимо покупки Rafale сербское провительство утвердило на днях Меморандум о взаимопонимании с французской энергетической компанией Electricite de France (EDF) об установлении отношений сотрудничества в области энергетического перехода, создав условия для стратегического партнерства в области ядерной энергетики.

Макрон, надо отдать ему должное, в последние месяцы вывел французскую дипломанию на новый, более высокий уровень, широко используя и переосмысляя опыт прошлых эпох.Впрочем, это отдельная тема, а мы вернемся к сербским новостям, там есть ещё много интересного.

Вучич, комментируя грядущую закупку Rafale заявил, что после введения западных санкций против России из-за ее вторжения в Украину Сербия откажется от российского оружия, а её армия приводится к стандартам НАТО и часто проводит с НАТО совместные учения. То есть, от России Сербия мало-помалу дрейфует, ввиду её явной бесперспективности как партнера. Но выступает не за противостояние, а за выгодные компромиссы с Кремлем, что, по сути, предполагает новый раздел Европы, по образцу ялтинского, хотя и с границей раздела несколько восточнее. Украина в рамках такого людоедского видения остаётся при на российской стороне, в качестве платы за европейский комфорт и безопасность, или их иллюзию. Правда, вряд ли такой «хитрый план» выгорит.

Чтобы Путин не чувствовал себя покинутым сербами, в Кремль на встречу с ним направили выжившего из ума Эмира-Немана Кустурицу. Конечно, Вучич не вызывал Кустурицу к себе, и не говорил ему: «товарищ Неман, на вас возлагается миссия чрезвычайной важности». Кустурица поехал к Путину сам, как говорится в известном анекдоте «без ансамбля, один…». Но есть ведь и множество мягких методов побудить его к такой поездке, чтобы в нужный моментпродемонстрировать Кремлю «надежного сербского друга».

А Украине в марте правительство Сербии предоставило грант в размере $32,4 млн, о чем пресс-служба Национального банка сообщила как раз тогда, когда Кустурица изливался в любви к Путину, рассказывая о зверствах хорватских бандеровцев, аккуратно уравновесив ситуацию. К гранту, надо отметить, просто просится цитата из Зощенко: «не много, и не мало, а в меру». Кто вспомнит, откуда цитата, сможет пофантазировать на тему о том, на что грант был потрачен. И ещё: выделение Сербией помощи Украине примерно совпало по времени и по размеру с помощью, которую оказало Украине частично признанное Косово. Полноразмерное признание Косово (в частности на уровне Совета Европы), к чему всё мало-помалу идет – самый страшный сон Белграда, и лично Вучича. В силу чего он подтолкнул лидера Республики Сербской (часть конфедерации Боснии-и-Герцеговины), одиозного Милорада Додика, запомнившегося кражей украинских икон, к резким заявлениям. Совпавшим, кстати говоря, со всхлипом другой московской клиентки, гагаузской башканки Гуцал. Словом, Белград, как всегда, проложился и поспешил уравновесить ситуацию со всех сторон.

И, наконец, ещё одна интересная новость, уже в завершение. Примерно тогда же, когда Кустурица общался с Путиным, Вучич провёл переговоры с президентом Венесуэлы Мадуро, «в ходе которых оба лидера обсудили вопросы укрепления двустороннего сотрудничества и актуальную политическую ситуацию в мире». «С Мадуро состоялся дружеский и сердечный разговор. Мы сошлись во мнении о том, что открытие посольства Сербии в Каракасе имело большое значение для укрепления сотрудничества наших стран. А в скором времени мы ожидаем прибытия в Белград и нового посла Венесуэлы», — написал Вучич на своей странице в Х.

По его словам, он и Мадуро выразили взаимную поддержку по вопросу территориальной целостности и уважения принципов международного права. С учетом территориальных претензий Венесуэлы к Гайане это прозвучало несколько двусмысленно, но многозначность и многовекторность сегодня главные тренды Белграда.

Читайте также: Всенародно одобренная аннексия. Станут ли претензии Венесуэлы к Гайане поводом для новой войны

Что же сложилось в итоге? Собственно, то, о чем уже было сказано в начале статью: в Евросоюще институализируется анти-Брюссель. Некогда на эту роль замахнулся Будапешт, но не смог. Причиной стало его членство в ЕС, повлекшее финансовые соблазны. А вот не-членство в ЕС в сочетании с намерениями вступить, и с отношениями, выстроенными с отдельными странами Евросоюза, в индивидуальном порядке – это уже вполне реальная платформа. Особенно если подтянуть к ней неевропейских игроков, и, в первую очередь, Китай (который и так владеет в Сербии всем, чем не владеет Россия). План может удаться, и принести Сербии немалые выгоды. Конечно не на уровне «второй головы» Евросоюза, полемизирующей с первой и главной. Но на уровне печени и печеночного сосальщика – вполне. Отчего бы и нет?

«Ильченко»Сергей Ильченко, заместитель главного редактора Newssky (Балканы-Азия)


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: