Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Как Россия организует контрабанду зерна и стали в Черном море

vesselfinder.net

В июне сухогруз «Федор» вышел из Черного моря через пролив Босфор и зашел в турецкий порт Бандырма к югу от Стамбула. Там он выгрузил 9000 т кукурузы для Yayla Agro, одного из ведущих турецких производителей зернобобовых, зерновых и риса.

Согласно официальным документам (транспортная накладная, свидетельство о происхождении груза и пр.), как заявляет Yayla Agro, груз был доставлен из порта Кавказ, который расположен на российской территории в Керченском проливе. Поэтому с ним не должно быть никаких проблем.

Однако на самом деле, как следует из расследования Financial Times, рейс «Федора» представляется частью схемы с целью избежать санкций против России (введенных еще за аннексию Крыма), а также, вероятно, наладить контрабандные поставки товаров, захваченных на завоеванных украинских территориях.

На самом деле «Федор» получил свой груз в Севастополе. На фотографиях, сделанным украинским центром «Миротворец», видно, что сухогруз стоял в порту Севастополя 12 июня.

Financial Times, используя спутниковые снимки Planet Labs, подтвердила эту информацию. «Федор» был пришвартован у зернового терминала, на фотографиях видно, как загружают судно. Между тем, еще в 2014 г. США ввели санкции против ряда крымских портов, включая Севастопольский, а также Объединенной судостроительной корпорации и ее «дочки», которой принадлежит терминал. Санкции также ввела Украина. Иностранные компании прекратили заходить в порт и принимать из него грузы, поставки российскими судами осуществлялись в основном в такие страны, как Сирия.

Но в последние пару месяцев грузооборот в Севастопольском порту сильно вырос. Одновременно украинские власти стали обвинять Россию в краже сельскохозяйственной продукции на оккупированных территориях, вывозе ее в Крым и последующем экспорте. В начале июня об этом даже сообщили российские госСМИ.

Анализ спутниковых снимков, сделанный FT, и данные Севастопольского порта свидетельствуют, что только в мае восемь судов вывезли из него на экспорт 140 000 т зерновых. Это соответствует примерно 6% совокупного майского экспорта зерна из России, согласно данным платформы Sea/, собирающей информацию о морских перевозках. Учитывая, что Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров зерна, это весьма значительный объем, вывезенный из порта, находящегося под международными санкциями.

Один из восьми сухогрузов, сфотографированных в Севастополе, отследить не удалось. Четыре отправились в Сирию с 90 000 т груза, свидетельствуют их таможенные и портовые декларации. Еще три с 43 000 т ушли в Турцию.

В июне высокая активность в Севастопольском порту сохранялась.

Увеличение грузооборота в нем сопровождалось значительным и не характерным для этого сезона ростом активности в порте Кавказ, который менеджеры транспортных компаний называют центром контрабандных поставок из региона. Согласно данным Shipfix, отслеживающей передвижение судов, в мае была задекларирована отправка из Кавказа 576 000 т сельскохозяйственных продуктов.

В мае на Кавказ, по документам, пришлось 28% совокупного зернового экспорта из России, тогда как в предыдущие четыре года среднемесячное значение составляло около 11%.

FT также выявила рейсы, в которых суда без дела стояли некоторое время около Кавказа с включенными транспондерами, передающими информацию об их местоположении, а потом отправлялись в Крым и их выключали. Несколько раз было наоборот – транспондеры включались после прохода Крыма в сторону Кавказа, как это сделал на прошлой неделе возвращавшийся из Турции «Федор».

В ряде случаев в документах для российских властей указывалось, что суда были загружены в Севастополе, а для властей других стран – что в Кавказе. Yayla Agro сообщила FT, что полученный ею груз, по документам, «Федор» принял в порту Кавказ, поэтому она не сочла его проблемным.

Мэтью Райт, старший аналитик по грузоперевозкам Kpler, называет поставки из Севастополя в последние месяцы «вероятно, самым вопиющим случаем вывода незаконного зерна на рынок – может быть, украденного, точно – из находящегося под санкциями источника, да еще и сфотографированного на месте преступления».

Россия объявила, что готовит к открытию захваченные ею черноморские порты в Бердянске и Мариуполе, и через них может начаться вывоз не только сельскохозяйственной продукции. На заводе «Азовсталь» в Мариуполе перед вторжением было 234 000 т металла на сумму около $148 млн. Сейчас эта продукция попала в руки России, говорят представители владеющей заводом компании «Метинвест».

Компания заявляет, что смогла отследить как минимум 2500 т стальной продукции, которую вывезли в Ростов-на-Дону. «Наш анализ показывает, что наиболее вероятным [конечным] пунктом назначения могут быть страны Азии и Африки. И есть небольшая вероятность, что некоторая продукция, а именно, слябы, может оказаться в Европе, потому что слябы не подпадают под торговое эмбарго», – говорит директор по правовому обеспечению «Метинвеста» Светлана Романова.

По заявлениям украинских чиновников в Донецке, по крайней мере три российских судна вошли в порт Мариуполя, чтобы забрать украденную сталь. Это подтверждается спутниковыми снимками.

Назначенный оккупационными властями мэр Бердянска Александр Сауленко открыто заявил журналистам, что город вскоре начнет экспорт, есть перспективы заключения контрактов с Турцией: «Зерно пойдет отсюда [через порт] 100%. Зерна достаточно много в районе. Учитывая то, что у нас скоро будет новый урожай и надо будет освобождать складские помещения, с имеющимся зерном нужно что-то делать. И фермерам нужно его продать, чтобы заработать».

Заработать действительно можно неплохо – но не фермерам. По их словам, даже если зерно не крадут, то заставляют продавать его подешевке, рассказала Маша Беликова, аналитик по рынку зерна Fastmarkets Agricensus из Днепра. Приехавшие российские бизнесмены недавно покупали его на оккупированных территориях за $90-100/т, тогда как в украинских районах оно стоило $192, а на европейском рынке тонна пшеницы сейчас стоит чуть менее $370/т. Фермеры вынуждены отдавать продукцию, так как других каналов сбыта у них нет.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку