vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Лукашенко обвиняет Европу в фашизме, а его министр пытается тайно навести с ней мосты

Александр Лукашенко в фирменном стиле снова повесил всех собак на Запад. Мол, их дипломаты даже хуже нацистов, это фашисты. Градация не очень понятна, вроде как хрен редьки не слаще. Но сам замысел белорусских властей прозрачен: спекулируя на памяти о Второй мировой войне, открутиться от ответственности за свои художества.

Белорусский правитель неслучайно решил 16 апреля поучаствовать в субботнике именно в мемориальном комплексе «Хатынь», на том месте, где в 1943 году гитлеровцы сожгли деревню с жителями.

В ходе удушения протестов 2020 года режим решил очернить своих политических оппонентов и внутри страны, и за рубежом, изображая их наследниками нацистской идеологии. Символ протестов — исторический бело-красно-белый флаг пропаганда стала трактовать как коллаборационистский. Власти грубо спекулируют на теме трагедии белорусского народа в годы Второй мировой войны.

Прикрываясь трагедией Хатыни

После посадки деревьев в Хатыни 16 апреля Александр Лукашенко пообещал сделать достоянием гласности некую тайную деятельность западных дипломатов в Беларуси: «Обобщим все документально и вам вывалим, чем они здесь занимаются. Вы ужаснетесь. Это уже не нацики даже, это уже сродни фашизму — то, что они здесь делают в Беларуси. Это видно в виде этих санкций и давления на Беларусь».

Частые обещания вождя режима разоблачить врагов стали уже притчей во языцех, породили множество мемов. Потому что раз за разом заканчиваются пшиком: или пропагандистскими поделками, которые шиты белыми нитками, или вообще молчанием.

Хотя, конечно, какое-то грязное белье спецслужбы способны вывалить. То, что за представителями западных дипмиссий в Беларуси ведется плотная слежка, что они под прослушкой, под колпаком, давно не секрет. В свое время Лукашенко сам хвалился: мол, мы знаем, о чем они там шепчутся.

Александр Лукашенко с цветами у монумента «Непокоренный человек» в мемориальном комплексе «Хатынь». 16 апреля 2022 года. Фото: president.gov.by

Впрочем, из нынешнего пассажа вождя уже очевидно, что особых сенсаций не предвидится: под фашизмом он подразумевает прежде всего усиление западных санкций.

В этом контексте Лукашенко вспомнил, как в 2018 году президенты Германии и Австрии посещали созданный на месте концлагеря мемориальный комплекс «Тростенец» близ Минска. И возмутился: «Казалось бы, все — освятили нашу землю. Они никогда не прикоснутся к этой святыне грязными руками. Что произошло потом: санкции, санкции, санкции».

Из этих тирад напрашиваются два вывода. Во-первых, санкции, как бы ни храбрилось белорусское начальство (особенно бравировал Лукашенко во время недавней встречи с Владимиром Путиным на космодроме Восточный), очень болезненны. Во-вторых, белорусская властная верхушка манипулятивно пытается представить себя жертвой, прикрываясь событиями 80-летней давности.

Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин рисует Путину и Лукашенко перспективы полета белорусского космонавта. 12 апреля 2022 года. Фото: Sputnik / Reuters / Forum

Об этом подходе откровенно заявил в эфире руководитель государственного телевидения Иван Эйсмонт: мол, после геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны представители Германии «должны закрыть рот и молчать».

В упор игнорируются две важные вещи. Во-первых, Германия покаялась за нацизм и стала другой, демократической. В то время как белорусское начальство славит подобный тоталитарный режим — сталинизм и успешно освоило его жесточайшие практики. К тому же санкции вводят и США, Великобритания — страны, входившие в антигитлеровскую коалицию. Уже и они фашисты?

Во-вторых, давайте разберемся, за что были введены санкции после августа 2020 года. Сначала режим был наказан за удушение протестов против фальсификации выборов, затем Запад среагировал на принудительную посадку самолета Raynair, создание миграционного кризиса, наконец — на соучастие Минска в агрессии Кремля против Украины.

И вот от ответственности за все эти неприглядные дела белорусское начальство пытается увернуться, прикрываясь трагедией Хатыни.

Художества режима как «несчастливая череда событий»

Но особую пикантность придает ситуации слив письма, которое министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей направил недавно в Евросоюз.

Глава белорусской дипломатии сетует на то, что «несчастливая череда событий, произошедшая после 2020 года, привела Беларусь и ЕС почти в ледниковый период», и призывает возобновить диалог.

Оцените изящество стиля: проведенные в духе спецоперации, с брутальным выбиванием оппонентов из обоймы, президентские выборы, безнаказанные зверства силовиков, более тысячи политзаключенных — это лишь «несчастливая череда событий». Мы якобы ни при чем, просто фортуна оказалась суровой.

Александр Лукашенко и Владимир Путин на космодроме «Восточный». 12 апреля 2022 года. Фото: president.gov.by

Впрочем, эта манера прикинуться шлангами не нова. Показательно то, что Минск, оказывается, рвется замириться с теми, кого публично продолжает называть фашистами.

Притом что на днях Лукашенко, будучи с визитом на Дальнем Востоке, с фальшивым пафосом восклицал: «Я рад, что эти санкции нам ввели. Наконец-то мы с Россией начали сотрудничать так, как мы должны были давно сотрудничать».

На деле достижения свелись к тому, что Путин допустил белорусских строителей к сооружению объектов космодрома Восточный. Также обещано запустить в космос «белорусского Гагарина». Но постройка жилья на космодроме не принесет белорусскому бюджету барышей, способных компенсировать урон от западных санкций. А полет белорусского космонавта разве что даст пищу трубадурам пропаганды. Ценники же в магазинах от этого не упадут.

Так что бравада бравадой, а надо как-то спасаться.

На геополитический маневр уже нет пороху

На самом деле Лукашенко с его мощнейшим инстинктом политического самосохранения уже прекрасно осознал, чем пахнет сопричастность к военной авантюре Кремля. Никакого блицкрига с получением дивидендов за союзничество не получилось. А вот перспектива совместной расплаты за учиненные захватчиками злодеяния становится все более реальной. Как бы ни изворачивались белорусские деятели, но очевидно, что режим предоставил территорию страны для нападения, а это по канонам ООН и есть соучастие в агрессии.

Когда дело запахло керосином, Лукашенко вдруг резко затребовал, чтобы Беларусь была представлена на переговорах по Украине. Тому же Макею поставлена задача, чтобы Минск влез в этот процесс хоть тушкой, хоть чучелом.

Понятно, что роль нейтрала-миротворца намного приятнее. Только вот ни Киев, ни Запад в нее не поверят после того, как с белорусской территории на Украину летели российские ракеты.

Владимир Зеленский во время интервью «Би-би-си» в Киеве. 14 апреля 2022 года. Фото: пресс-служба Президента Украины / Zuma Press / Forum

Да и Путин не сказать чтобы сильно впрягся за включение «младшего брата» в переговоры. Это Лукашенко некомфортно в амплуа кремлевского вассала, хочется восстановить политическую субъектность. А Москве именно вассал и нужен.

В общем, затея с облачением в тогу миротворца терпит крах. Экономике тем временем становится все хуже. За март инфляция в Беларуси составила 6,1% — это рекорд за 10 лет. И это только цветочки. Независимый экономист Катерина Борнукова прогнозирует, что ВВП страны за год упадет на 10%.

Короче, самое время тайком апеллировать к тому самому Западу, на который публично деятели белорусского режима продолжают катить бочки. В то время как Лукашенко изображает западных политиков и дипломатов нацистами, его министр призывает отказаться от наклеивания ярлыков и воспользоваться дипломатическим инструментарием для ведения диалога.

Владимир Макей и Александр Лукашенко. Фото: Михаил Метцель / ТАСС / Forum

Раньше Минску несколько раз удавался подобный геополитический маневр. В частности — на фоне аннексии Крыма в 2014 году, от которой Лукашенко тогда смог более или менее дистанцироваться.

Но сейчас Кремль слишком сильно взял белорусского правителя за жабры. Макей пытается уверить, что Минск непричастен к агрессии против Украины, но в письме нет никаких обещаний по части вывода российских войск. Что и понятно: это решает не Макей и даже не Лукашенко.

Игры с империей зашли слишком далеко. А какой смысл Брюсселю договариваться с деятелем, который уже не выглядит хозяином на собственной территории? Потому, видимо, и слили письмо Макея. Теперь еще и от Кремля будет взбучка за попытку тайного сепаратизма.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное