Слухи об уходе ЗАО “Внешторгсервис” с оккупированной территории Донецкой и Луганской областей впервые появились в декабре 2019 года. Их распространяли в “Телеграме” анонимные каналы пророссийской направленности как сенсационную новость. Наступил 2020 год, и ничего не произошло. “Внешторгсервис” продолжал работать и накапливать задолженность перед поставщиками сырья и подконтрольными ему предприятиями.

В течение года производство непрерывно сокращалось, а “инсайдеры” регулярно писали о закулисной борьбе за контроль над промышленностью ОРДЛО. В конце 2020 года на всех предприятиях под контролем “Внешторгсервиса” накопились многомесячные долги по зарплате и начались массовые увольнения рабочих по собственному желанию.

Сергей Курченко
Управлящий ЗАО “Внешторгсервис” беглый украинский бизнесмен Сергей Курченко

Анонимные каналы снова начали писать о смене кураторов – и в этот раз не обманули. В начале февраля 2021 года сразу несколько украинских СМИ опубликовали материалы о связи ООО “ТД Донские угли” с поставками угля из ОРДЛО. Вскоре мне удалось получить несколько интересных документов и на их основе написать свое расследование.

Прошло еще три месяца, и все рупоры пропаганды с помпой объявили о приходе нового инвестора.  Промышленность оккупированного Донбасса теперь курирует российский менеджер Евгений Юрченко – ему в управление переданы активы, которые ранее контролировал олигарх Сергей Курченко. Речь идет о семи заводах: Енакиевский металлургический завод, Макеевский металлургический завод, Макеевкокс, Ясиновский коксохимический завод, Комсомольское рудоуправление, Алчевский металлургический комбинат и Стахановский ферросплавный завод.

Евгений Юрченко
Российский менеджер Евгений Юрченко

Стоит отметить, что приход “Внешторгсервиса” также обставляли с помпой, но в роли благодетеля не представили в общем-то никого. Иркутский экс-чиновник Пашков никак не был похож на щедрого миллиардера. Появление Юрченко осветили так, будто Мессия спустился с небес на грешную землю Донбасса и осыпал её миллиардом рублей в мелких купюрах.

Само слово “Внешторгсервис” перестало быть запретным, и пропаганда аккуратно признала его огромные долги по зарплате и системный кризис металлургической промышленности ОРДЛО.

Пришел Юрченко и громко пообещал вернуть чужие долги и запустить промышленность. У него в тумбочке нашлись несколько миллиардов рублей – отчего не помочь Донбассу?

Пока пропаганда громко кричала осанну – я спокойно мониторил движение вагонов по железной дороге и ждал что изменится. Первая новость о Юрченко появилась в начале июня текущего года, а уже в конце в справках на вагоны появился новый плательщик – ООО “Флоранс”. Почти во всех справках на вагоны оно числится плательщиком. Через ООО “Флоранс” оформляется буквально все: уголь, кокс, железорудные окатыши, чугун и сталь.

В сентябре впервые в строке грузополучатель появляется то же самое ООО “Флоранс”. Похоже на то, что монопольному положению АНО “ЦЭЛР” пришел конец. Про “Флоранс” пока известно совсем мало, почти ничего.

Уже через неделю, в конце сентября, единственным плательщиком и экспедитором всех грузов по железной дороге становится ООО Флоранс.

Прежний кошелек – “Газ-Альянс” – официально находится в стадии ликвидации, а АНО “Центр Эффективных Логистических Решений” погрязла в долгах и судебных исках в арбитражных судах РФ. Их традиционно связывали с Курченко, а кто стоит за новой, уже монопольной “прокладкой”, пока не известно.

С уверенностью можно сказать, что смена “прокладки” между оккупированным Донбассом и РФ прошла успешно. Концы спрятали еще дальше, а это значит, что дальше будет только хуже, несмотря на громкие обещания.

P.S. Пока я дописывал статью, Путин подписал указ о легализации поставки отдельных видов продукции из ОРДЛО в РФ. Президент РФ открыл российский рынок для товаров из “ДНР” и “ЛНР”, допустив их даже к госзакупкам. Вероятно, под это дело и затевалась смена “прокладки”? Что будет дальше – догадаться не сложно. Постепенно порежут, переплавят и вывезут весь металл, что не смогли до сих пор.

Владимир Шпак
Вынужденный переселенец, ветеран углепрома. Участник резонансных расследований по теме кражи украинского угля Российской Федерацией с оккупированной территории Донбасса.