Поддержать

Все права защищены:

© Громадське Телевидение, 2013-2022.

«Проект Сивохо». Как бывший комик продвигает интересы Ахметова и России

«Падение Сивохо». Этот термин вошел в политический лексикон еще в марте 2020-го. Тогда в Киеве советник секретаря СНБО Сергей Сивохо презентовал свою «Нацплатформу примирения». Это завершилось перепалкой с «азовцами», во время которой Сивохо толкнули в спину, и он упал.

Уже через несколько недель Сивохо был лишен статуса советника секретаря СНБО. И бывший комик исчез из политического информпространства.

Но теперь он вернулся.

В сентябре у Сивохо было несколько эфиров на телеканалах. На них, в частности, он озвучивал инициативы предоставить возможность жителям оккупированных территорий участвовать в украинских выборах через электронное голосование и восстановить экономическое сотрудничество с оккупированным Донбассом. Также он высказывал критику в адрес СНБО и лично секретаря ведомства Алексея Данилова.

До того Платформа презентовала Гуманитарную стратегию, а внефракционный депутат Виктория Гриб зарегистрировала в парламенте альтернативный правительственному законопроекту документ о реинтеграции неподконтрольных территорий.

hromadske разбирается, как эта деятельность Сивохо играет на руку и россиянам, и олигарху Ринату Ахметову.

«Возрождение Сивохо»

«Я вообще думал, что Платформа тихо “умерла», — удивляется звонку от hromadske бывший заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Григорий Тука.

Однако последняя активность демонстрирует, что Платформа получила второе дыхание. Так, в течение сентября у Сивохо были эфиры на нескольких телеканалах:

  • 8 сентября на «Украине-24» у Владимира Полуева;
  • 16 сентября на телеканале «НАШ» у Назара Диордицы;
  • 17 сентября на «1+1» у Натальи Мосейчук;
  • 23 сентября на «Украине-24» у Натальи Влащенко.

В том же месяце Сивохо дал интервью пророссийским медиа: сайту «Вести» и Youtube-каналу Klymenko Time. А уже в октябре запустил собственныйYoutube-канал «Сивохо спрашивает». Первым собеседником стал ведущий телеканала «НАШ» Назар Диордица.

Сергей Сивохо в эфире собственной программы «Сивохо спрашивает» общается с Максом Назаровым
Сергей Сивохо в эфире собственной программы «Сивохо спрашивает» общается с Максом Назаровымскриншот

Однако «возрождение» началось задолго до этого. И не в Киеве, а в Мариуполе.

Еще в конце прошлого года Платформа организовала в городе конференцию о развитии Донбасса. Новости об этом мероприятии сделали на телеканале Ахметова «Украина-24» и сайте gordonua.com (владелец — Дмитрий Гордон, частый гость телеканалов олигарха).

В дальнейшем Сивохо также появлялся в медиа олигарха. Так, в марте — в эфире «Мариупольского телевидения» (принадлежит структурам Ахметова), а в июне — в эфире мариупольского коммунального телеканала ТV7. Последний сюжет был о презентации Гуманитарной стратегии воссоединения Украины.

Стратегию представили как совместную разработку с Украинским институтом политики Руслана Бортника. Также на мероприятии присутствовал мэр Мариуполя Вадим Бойченко, внефракционный депутат Виктория Гриб, юрист Марина Ставнийчук, нардеп-«слуга» Святослав Юраш.

«Учитывая все мысли, мы финализируем Гуманитарную стратегию, которая обязательно попадет на стол президенту», — рассказывал впоследствии Сивохо в эфире телеканала «НАШ» у Владимира Полуева и Анны Степанец. Эти журналисты долгое время работали на канале 112 Виктора Медведчука, а ныне являются лицами канала Ахметова «Украина-24».

Почему же к этой стратегии воссоединения украинцев сих пор не переходят? Ответ Сивохо на вопросы ведущих был таким: «Есть люди, которым это не нравится. Которые расшатывают, подталкивают, расталкивают. Им важно, чтобы как можно дольше продолжалась ситуация, когда они могут сидеть на своих потоках».

hromadske ознакомилось с аннотацией этой стратегии (ссылка на полный текст документа на сайте Платформы недоступна). Привлекает внимание, что в ней отсутствует какое-либо упоминание о России. Пресс-служба Платформы на запрос редакции дала такое объяснение: «В нашей Гуманитарной стратегии не упоминаются другие страны, потому что это стратегия обо всей Украине, это стратегия для всей Украины. И ту роль, которую в сегодняшней украинской политике играет Россия, через некоторое течение времени могут играть совсем другие страны. Мы не считаем, что в стратегии государства нужно определять позиции и роли других стран».

На дополнительный вопрос о роли России в разъединении и воссоединении оккупированного Донбасса с Украиной в Платформе ответили так: «Мы считаем, что Россия является участником событий на Донбассе, Россия — один из самых активных участников. И с РФ надо проводить переговоры для успешного урегулирования конфликта... Мы признаем и видим негативную роль России на Донбассе, но без России как переговорщика этот конфликт все равно не решить».

Собственно, эта Стратегия и продемонстрирована в законопроекте авторства депутата Виктории Гриб. Этот документ стал альтернативным правительственному законопроекту об оккупированных территориях.

Народный депутат во время заседания Верховной Рады Украины, Киев, 29 июня 2021 года
Народный депутат во время заседания Верховной Рады Украины, Киев, 29 июня 2021 годаУНИАН / Александр Кузьмин

Украина vs Россия? Противостояние законопроектов

9 августа в Верховной Раде зарегистрировали правительственный законопроект №5844 «Основы государственной политики переходного периода». Как отмечают его авторы, документ содержит комплекс мер по противодействию вооруженной агрессии России против Украины и восстановлению территориальной целостности государства. К этому законопроекту появились два альтернативных от депутата Гриб и группы депутатов из «Европейской солидарности».

В правительственном законопроекте фиксируется роль России как агрессора, предполагается люстрация для сотрудников оккупационных администраций, ответственность для причастных к убийствам и военным преступлениям.

Григорий Тука в разговоре с hromadske отмечает, что этот документ не имеет целостного вида.«У меня такое ощущение, что понасобирали из разных фрагментов из разных законодательных инициатив. Слепили из кусочков, сделали компиляцию и выдали как позицию готового законопроекта», — говорит Тука.

В то же время Сивохо рассказал сайту «Вести», что был шокирован законопроектом. «Выглядит так, как будто мы зашли туда с боями освободили эту территорию, и теперь начинаем вести себя там, как полноправные хозяева. То есть всех жителей ущемляем в правах. И просто мы ведем себя как диктаторы на той территории», — пояснил он в эфире «Украины-24».

С такой оценкой не согласен представитель Украины в Трехсторонней контактной группе Сергей Гармаш. Он отмечает, что речь идет не о «диктатуре», а о наказании преступников, так же как и на территории всей Украины, — за убийства и госизмену.

«Законопроект правительства не выходит за красные линии, которые существуют в обществе. Он адекватно оценивает риски безопасной интеграции», — говорит Гармаш.

Собеседник hromadske из команды Зеленского объясняет, что этот законопроект рассматривают как позицию Украины, с которой можно выходить на переговоры в «Нормандском формате». «На наш взгляд — патриотический — это правильный сценарий. С точки зрения оккупированных территорий — это, наверное, ужас», — говорит он.

Сергей Гармаш в своих высказываниях о возможной реакции Кремля был резок: «Россия будет агрессивно реагировать на принятие правительственного законопроекта. Он полностью противоречит их линии перспективы развития Донбасса. Им понравился бы законопроект Гриб».

Автор законопроекта, народный депутат Виктория Гриб вместе с депутатами Мусой Магомедовым, Вадимом Новинским и Андреем Аксеновым во время заседания Верховной Рады, 21 октября 2021 года
Автор законопроекта, народный депутат Виктория Гриб вместе с депутатами Мусой Магомедовым, Вадимом Новинским и Андреем Аксеновым во время заседания Верховной Рады, 21 октября 2021 годаУНИАН / Максим Полищук

Законопроект депутата Виктории Гриб значительно мягче. В нем используются формулировки не «оккупированные территории», а «неподконтрольные территории», не «деоккупация», а интеграция. Также отсутствует люстрация для тех, кто работал на оккупационные власти, предполагается широкая амнистия, отказ от декоммунизации и унификации законодательства в гуманитарной сфере (речь идет о требованиях законов о языке и образовании).

«Главный принцип этого законопроекта: реинтегрируем в украинское социально-правовое поле сначала людей — граждан Украины, проживающих на неподконтрольной территории, а потом — территории, на которых они живут», — отмечают авторы в пояснительной записке.

В разговоре с hromadske Сергей Гармаш выражает множество претензий к законопроекту Гриб, которые сводятся к следующему: «Все, что Россия от нас хочет, они внесли в этот законопроект. У меня такое впечатление, что документ написан где-то в Москве, а не в Украине».

В свою очередь Георгий Тука отмечает, что альтернативный документ имеет более целостный вид, чем правительственный. Однако добавляет: «В тексте законопроекта содержатся все те тезисы, которые звучали с экранов телеканалов Медведчука в течение 2-3 лет. Ну и показательным является тот факт, что одним из разработчиков указан Руслан Бортник».

Сивохо особенностью альтернативного законопроекта называет сам процесс разработки. «Во-первых, кроме Нацплатформы, участвовали Украинский институт политики. Во-вторых, группа депутатов, которые объединились в межфракционное объединение», — рассказал он в эфире телеканала Ахметова «Украина-24».

Директором Украинского института политики является Руслан Бортник. Он — завсегдатай мероприятий Платформы Сивохо. Ранее — постоянный участник эфиров на телеканалах Медведчука. Еще раньше — помощник пророссийского депутата-регионала Вадима Колесниченко, его заместитель в движении «Русскоязычная Украина», соавтор языкового законопроекта Колесниченко-Кивалова.

hromadske задало вопрос Алатформе Сивохо об участии в разработке законопроекта пророссийского эксперта. Ответ пресс-службы: «В чем заключается пророссийскость его взглядов? У вас какая-то ложная или абсолютно субъективная информация. Руслан Бортник не был в России с 2014 года, он отстаивает только украинскую позицию... Нам надо прекратить навешивать друг на друга ярлыки: ватники, вышиватники, колорады, укропы, пророссийские, соросята — все это придумано, чтобы раскалывать нашу страну».

Также в письменном ответе редакции сообщили, что к разработке Гуманитарной стратегии был привлечен широкий круг лиц и аналитических центров.

Что касается упомянутого Сивохой межфракционного депутатского объединения, то речь идет об объединении «Национальная платформа примирения и единства». О его создании объявили в июле этого года. Возглавила объединение Виктория Гриб, заместитель — «слуга» Святослав Юраш. В объединении есть представители всех фракций и групп, кроме «Европейской солидарности». В частности, среди 33 участников: Вадим Новинский (бизнес-партнер Ахметова, избирался в парламент в Мариуполе), Сергей Магера (бывший директор Мариупольского меткомбината им. Ильича, который входит в структуру Метинвеста, избирался в Мариуполе), Алексей Кучеренко (из фракции «Батькивщина », постоянный участник эфиров телеканала Ахметова «Украина-24»), «слуги» Ирина Верещук, Александр Качура, Юлия Яцык, глава комитета по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Дмитрий Лубинец.

Отсутствие представителей «Евросолидарности» в этом объединении не удивительно. Сам Сивохо партию Порошенко называет остатком «партии войны». А их альтернативный законопроект об особенностях государственной политики переходного периода считает таким, что на его фоне правительственный документ выглядит мягче. В то же время оба законопроекта «направлены в одну сторону», рассказал он в интервью «Украине-24».

Тогдашний советник секретаря СНБО Сергей Сивохо во время пресс-конференции в агентстве УНИАН, посвященной проблемным вопросам нового порядка пересечения линии разграничения с временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей, а также предложениям по его усовершенствованию, Киев, 11 ноября 2019 года
Тогдашний советник секретаря СНБО Сергей Сивохо во время пресс-конференции в агентстве УНИАН, посвященной проблемным вопросам нового порядка пересечения линии разграничения с временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей, а также предложениям по его усовершенствованию, Киев, 11 ноября 2019 годаУНИАН / Вячеслав Ратынский

Инициативы Сивохо

В упомянутых в начале текста эфирах Сивохо неоднократно озвучивал инициативы, которые он предлагает реализовать в отношении Донбасса уже сейчас.

Первая — электронное голосование жителей оккупированных территорий на выборах в Украине.

«Сейчас, когда мы все такие цифровые, можно было бы уже придумать электронный способ голосования, чтобы люди на неподконтрольных территориях не забывали, что они — часть Украины», — убеждает Сивохо. В то же время он ссылается на европейские стандарты и приводит пример Эстонии.

С этим категорически не согласен Сергей Гармаш. Потому что Украина не сможет проконтролировать, кто именно будет голосовать на оккупированных территориях — украинский гражданин или условный «полковник МГБ».

Вторая инициатива — снять экономическую блокаду Донбасса. «Если бы бизнесменам отдали ситуацию на откуп, регион бы вернулся уже через неделю!» — заявил Сивохо в интервью «Вестям».

Введенная в 2017 году экономическая блокада сильнее всего ударила по бизнесу Ахметова, у которого на оккупированных территориях остался ряд предприятий. Отсутствие экономической блокады в 2017-м не помогло ни возвращению региона, ни остановке боевых действий.

Проект Ахметова или россиян?

Сразу несколько факторов указывают, что активизация Платформы Сивохо может быть связана с сотрудничеством с Ахметовым.

Во-первых, привязка к Мариуполя и содействие местного мэра, выходца из Метинвеста, принадлежащего олигарху.

Депутат Мариупольского горсовета от партии «Сила людей» Максим Бородин рассказывает hromadske, что город стал для Ахметова «новым Донецком». Олигарх зарегистрировал там часть своих предприятий, чтобы налоги оставались в Мариуполе. И хочет создать показную витрину, какой некогода был Донецк. И местная власть в лице мэра Вадима Бойченко поддерживает проект Сивохо. «Это фактически его, Ахметова, проект», — заключает Бородин.

В самой Платформе избрание Мариуполя для презентации своей стратегии объясняют тем, что большая команда сконцентрирована именно в этом городе. К тому же уверяют, что с мэром Бойченко стратегического партнерства нет. Только давняя дружба и общая проблема.

Владелец донецкого футбольного клуба «Шахтер» Ринат Ахметов (справа) садится в автомобиль в Бухаресте, Румыния, 8 января 2012 года
Владелец донецкого футбольного клуба «Шахтер» Ринат Ахметов (справа) садится в автомобиль в Бухаресте, Румыния, 8 января 2012 годаAP / Vadim Ghirda

Вторая связь Платформы с Ахметовым — через депутатов, которых ассоциируют с олигархом. Прежде всего — с Викторией Гриб. Она и соответствующее объединение в парламенте возглавляет, и законопроект «от Сивохо» в Верховной Раде зарегистрировала.

Представитель команды Зеленского в разговоре с hromadske называет Гриб «ахметовским депутатом». В то же время в Платформе на вопрос редакции ответили, что Гриб «является лоббисткой своих избирателей, избравших ее в ВР от округа с центром в печально известном городе Счастье». Как известно, в городе Счастье расположена Луганская ТЭС, входящая в структуры ахметовской ДТЭК. Гриб на момент избрания депутатом работала в структуре ООО «ДТЭК Энерго».

Третья связь Сивохо с Ахметовым — это предоставление эфиров на телеканале олигарха. И здесь собеседники hromadske указывают, что «проектом Сивохо» Ахметов хочет достичь политических целей.

«Это борьба за электорат южных и восточных областей. Особенно — восточных», — рассказывает представитель команды Зеленского. Он объясняет, что борьба может вестись за электоральное наследство ОПЗЖ. А отхватить кусок избирателей можно только мирной повесткой.

«Туда можно встроиться только одним — урегулирование, но не таким, как у президента. Ближе к России, но без фанатизма. Поэтому вокруг этого эти игры и ведутся», — говорит собеседник из окружения Зеленского.

Похожее мнение высказывает и Максим Бородин. Он указывает, что Платформа Сивохо в своих программных принципах играет на тех вещах, на каких все время играла «Партия регионов».

«Вся эта история — попытка оставить регион под своим контролем. Ахметов играет “в долгую”. Он заинтересован в том, чтобы деоккупировать регион. Но и полностью контролировать его», — считает Бородин.

Наиболее категоричен в оценках Сергей Гармаш. Он считает, что Ахметов пытается заложить базу своего возвращения на оккупированный Донбасс после его освобождения.

«Ахметов хочет стать не просто хозяином Донбасса, как это было, а королем с отдельной субъектностью, в котором будут заинтересованы и Москва, и Киев. Это наихудший сценарий, какой может быть в разрешении конфликта», — заключает представитель Украины в Трехсторонней контактной группе.

В самой же Платформе отрицают лоббирование интересов какого то ни было олигарха. «Мы не получаем никакого финансирования ни от одного из украинских олигархов. Нам не дают никакого особого благоприятствования, но одновременно и не мешают — и мы за это очень благодарны», — говорится в ответе пресс-службы.

* * *

Вся история с возвращением к активной деятельности Платформы Сивохо — это вопрос не просто сотрудничества с Ахметовым. У этой общественной организации может быть тактическое совпадение интересов с олигархом — возвращение оккупированных территорий. Но у каждого в этом свой интерес.

Однако проблемой для Украины может быть не этот союз — устойчивый или временный. Большая проблема в том, что это объединение взяло за образец российскую повестку дня. Как это уже делала в свое время «Партия регионов».

И финал истории может быть столь же прогнозируемым. Донецкую «витрину» потеряли под «гудок Ахметова». Мало кому в Украине хочется услышать этот «гудок» еще и в Мариуполе.