«Безумный проект» Эрдогана бросает вызов России и грозит встряхнуть весь регион

«Безумный проект» Эрдогана бросает вызов России и грозит встряхнуть весь регион

Большое внимание привлек к себе недавний дипломатический скандал, случившийся в ходе встречи президента Турции Реджепа Эрдогана с главой Европейского совета Шарлем Мишелем и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. Планировалось провести важнейшие переговоры по ключевым вопросам между ЕС и Турцией. Но в итоге главное внимание привлек тот факт, что для Урсулы фон дер Ляйен в комнате не оказалось кресла. При этом по статусу председатель Еврокомиссии как минимум равен двум другим участникам, а по факту играет в ЕС более важную роль, чем глава Евросовета, будучи руководителем главного исполнительного органа стран Евросоюза.

Но, как справедливо напоминает обозреватель «ХаАрец» Цви Барэль, не турки придумали «трюк с креслами». В 2010 году тогдашний замминистра иностранных дел Израиля Дани Аялон вызвал инцидент, имевший огромный резонанс. Он усадил тогдашнего посла Турции в Израиле на низкий диванчик, сам восседая на высоком стуле. Месяц спустя турецкий посол покинул Израиль, а три месяца спустя произошла эпопея с судном «Мави Мармара». В итоге отношения между странами были разорваны и фактически так и не восстановились.

Прошло 11 лет и «трюк со стульями» снова вошел в моду. Можно счесть парадоксом, что в то время как ЕС угрожает ввести санкции против Турции, Эрдоган вместо примирения с ЕС провоцирует скандал. Но, как замечает Барэль, Эрдоган давно понял, что может выйти победителем из конфликта с Европой. Более полугода ЕС не способен решить, как отреагировать на агрессивные действия Турции в Восточном Средиземноморье. Решения откладываются от одного саммита ЕС к другому. Причина кроется в шантаже Эрдогана, который угрожает «затопить Европу» массой сирийских беженцев, на что Брюссель так и не может найти адекватный ответ.

В отличие от Запада, демонстративные жесты и заявления Анкары не производят впечатления на Кремль. Стоило Эрдогану на встрече с Владимиром Зеленским заявить о поддержке Украины и готовности оказать ей военную помощь, как Москва объявила о практически полном прекращении полетов в Турцию.

Как полагает Барэль, вместе с другими ведущими аналитиками «дружеские объятия с Украиной» — не единственная проблема, которая настораживает Москву и многие другие державы. Планы Эрдогана построить новый канал, который соединит Черное море с Мраморным и будет проходить параллельно Босфорскому проливу, могут в случае реализации изменить сложившийся стратегический баланс сил не только в регионе, но и во всем мире.

Правда, впервые о канале заговорили еще в 1990-х годах, в основном из-за огромной нагрузки на Босфорский пролив. И сегодня Эрдоган объясняет необходимость канала экономическими соображениями. Турецкие эксперты утверждают, что увеличение объема судоходства принесет стране десятки миллиардов долларов в год и десятки тысяч новых рабочих мест. (Специалисты также отмечают, что объемы судоходства в Босфорском проливе все нарастают. Здесь проходит примерно втрое больше судов, чем через Суэцкий канал и в четыре — чем через Панамский. — прим. «Детали«).

Конечно, дело здесь не только в экономике. Проблема в том, что проход через пролив регулируется «конвенцией Монтре», подписанной в 1936 году, в которой определены правила движения, объем груза и типы судов, которые могут проходить через него. Новый канал, как Турция пояснила более года назад, не будет подпадать под действие этого договора. Важнейший смысл нового канала заключается в том, что Турция сможет разрешить проход неограниченному количеству военных кораблей из Средиземного моря в Черное, тем самым открыв путь западным кораблям в случае войны с Россией.

С одной стороны — это хорошая новость для США, которые могут в любое время направить свои военные корабли в Черное море. Однако для этой цели от них потребуется пойти на серьезные уступки Турции, например, отказаться от кампания против закупки Анкарой российских зенитных комплексов С-400.

Но и здесь у нового канала есть «двойное дно». Даже если Байден посчитает канал стратегическим активом Запада, он обнаружит, что его опередил Китай. Китайские компании уже подали заявки в конкурсах на строительство канала, а Банк Китая, как ожидается, профинансирует значительную часть проекта.

Хотя во многих СМИ новый проект называют «безумным», этот эпитет присвоил ему сам президент Турции, когда анонсировал его еще в 2011 году, подчеркивая его амбициозность. Но эти амбиции грозят основам самой Турции. Таково мнение более сотни бывших адмиралов турецкого флота, которые в открытом письме заявили, что «конвенция Монтре» является важным документом для безопасности и суверенитета Турции и не должна быть предметом дискуссии». Десятки из них были арестованы, а некоторым предъявлено обвинение в «заговоре».

Владимир Поляк, «Детали». Фотоиллюстрация: Turkish Presidency via AP, Pool

Новости

Во время войны: "Рами Леви" и "Йохананоф" подняли цены и заработали миллионы
Израильские отели завершили отличный год. Что дальше?
В Ашкелоне задержан подозреваемый в серийной краже драгоценностей

Популярное

За два дня до войны приехал торговец из Газы, заплатил наличными и… исчез

Я спрашиваю фермера Офера Селу из мошава Гева-Кармель, как война повлияла на его отношения с торговцами из...

Мы ошибаемся, если думаем, что в Израиле низкие пособия. В будущем их еще больше урежут

Сообщение о будущем и неизбежном банкротстве Службы национального страхования в Израиле («Битуах леуми»)...

МНЕНИЯ