Ольга работает в скорой. На одной из смен ей пришлось госпитализировать свою соседку в тяжелом состоянии с коронавирусом. Попытка положить ее в Чернобыльскую больницу Киева, которая была ближайшей, завершилась неудачей – в больнице не оказалось такого нужного кислорода. Повезли по Киеву. Едва уговорили положить в Александровскую.

“Все занято. Реанимации заняты уже давно. Кислород развели, поставили новые емкости. Тяжелых много как никогда. И умирают. Сотрудники на грани”, – говорит врач Наталья, которая работает в Александровской больнице.

“Надо понимать, что у больниц никогда не было такой потребности в кислороде, как сейчас. И есть большая разница с разведением кислородных систем в современных больницах и старых. Старые помещения часто просто непригодны для такого разведения кислородной системы. Поэтому в старых системах часто случается падение подачи кислорода, и тяжелые пациенты этого могут не пережить. И часто они от этого умирают. Кроме того, не хватает самого медицинского кислорода. Его производят лишь несколько компаний, и поэтому часто возникает недостаток”, – говорит Олег, который работает врачом в одной из столичных больниц.

Ситуацию в больницах он характеризует одним словом – “ж*па”.

По словам собеседников “Букв”, сейчас ситуация в больницах гораздо сложнее, чем год назад. “Год назад болели лишь единицы, сейчас же больницы и кислородные койки Киева загружены на 80% и 84%. Часто врачи по 2 суток не выходят из больницы и просто зашиваются. Вернуться из таких показателей к нормам оранжевой зоны за две недели нереально. Поэтому жесткие меры продлятся дольше 3 недель”, – говорит собеседник издания в КГГА.

Мутации коронавируса добавили проблем врачам.

“Тяжелых пациентов сейчас стало больше. Если раньше критическая ситуация наступала на 9-12 день, то сейчас может и на 15-16. Люди стали болеть дольше. Раньше они были в больнице в среднем две недели, сейчас могут быть и три. Молодых людей среди больных стало существенно больше”, – говорит Олег.

Вторая проблема, по словам врача, люди попадают в больницу в тяжелом состоянии после неправильного лечения.

“Часто они попадают к нам после того, как семейный врач уже прописал им 3-4 антибиотика, которые им совсем не нужны. Или после того, как они с ранней стадии начали принимать дексаметазон. Это гормональный препарат, и он нужен кислородозависимым пациентам, а не на ранних стадиях – тогда он, наоборот, ухудшает состояние человека”, – отмечает Олег.

Читайте также:

Как нельзя лечить COVID-19

Он также отмечает, что сейчас лечить коронавирус стали даже урологические частные клиники, но результат это имеет только отрицательный.

“Бывает так, что люди договариваются о месте в стационаре, но там, например, в выходные нет врача, капать пациента начинает медсестра, а потом это приводит к осложнениям, поскольку дали не ту терапию”, – жалуется врач.

Впрочем, люди все же пытаются попасть хоть в какую-то больницу.

“На днях знакомые искали выходы на частные больницы, чтобы положить родственника с Covid-19 в стационар. Все места в “Медикоме” и “Борисе” тоже заняты. Едва нашли место в одной клинике”, – говорит киевлянка Оксана.

“Да, людей часто просто записывают в список. Когда освобождается кровать, тогда звонят и предлагают лечь в стационар. Если еще есть кому”, – отмечает врач Александровской больницы на условиях анонимности. Кстати, говорить публично последнее время врачи не хотят. За официальными комментариями просят обращаться в профильные департаменты.

На прошлой неделе председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам охраны здоровья Марина Порошенко призвала открыть ведомственные больницы для приема больных Covid-19 и разгрузить медицинскую систему столицы.

“Я хочу обратиться к Кабинету Министров, Министерству охраны здоровья прекратить саботаж и немедленно сделать все необходимое для того, чтобы выделить ведомственные больницы, которые находятся в столице, для помощи больным коронавирусом”, – заявила госпожа Порошенко.

Аналогичное требование 15 марта озвучил мэр Киева Виталий Кличко.

“Несмотря на обещания правительства, для киевлян так и не предоставили койки в учреждениях Национальной академии наук, МОЗ и ведомственных больницах. А это в целом – более 11 000 коек”, – отметил мэр.

После этого “Укрзализныця” отчиталась, что выделила на борьбу с коронавирусом 800 коек по Украине, в частности в 3-х больницах в Киеве. А МОЗ прислал в киевские больницы проверку.

“На самом деле выделенного УЗ очень мало. И это нам дали, когда мэр пожаловался Степанову. При этом нам так и не дают койки в Академии медицинских наук”, – жалуется собеседник “Букв” в КГГА.

“Восемь месяцев у них было для того, чтобы подготовить учреждения и выделить места для лечения больных. Через восемь месяцев получаем согласие на прием 10 больных. Десяти! Привозим 10 пациентов в Институт фтизиатрии. Четырех пациентов принимают на лечение. Шесть ждут своей очереди в скорых возле больницы. Ждут, пока в скорых не заканчивается кислород, и мы вынуждены оперативно перенаправить этих пациентов в коммунальные учреждения охрагы здоровья”, – возмущается Николай Поворозник, руководитель медицинского департамента КГГА.

Как рассказали “Буквам” в КГГА, как помощь столице предлагали забрать ивано-франковский мобильный госпиталь. “Они его с помпой открыли, сфотографировали там 2 пациентов и свернули, мол, в Ивано-Франковске ситуация улучшилась. Но кто туда пойдет работать? У нас и так не хватает врачей…” – жалуются в КГГА.

Профессор кафедры анестезиологии и интенсивной терапии Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца Сергей Дубров в эфире “Свободы слова” отметил, что если год назад врачи должны были обслуживать 40 тысяч ковидних коек, то сейчас уже почти 80 тысяч. Следовательно, специалистов не хватает, а врачи истощаются от работы.

Киевские врачи жалуются, что рук сейчас не хватает. “Речь не только о врачах. Речь и о медсестрах. У нас часто в реанимации 3 медсестры на 20 пациентов, хотя по западным нормам должно быть 1 на 3 пациента. Честно, мы с коллегами удивлены, почему СМИ не бьют в набат и не кричат, что в стране чрезвычайная ситуация в больницах, что они просто не выдерживают нагрузки”, – говорит врач Александровской больницы.

Собеседник “Букв” настроен радикально и считает, что необходимы жестокие меры, вплоть до введения полного локдауна и комендантского часа.

“Власть Киева сделала большую ошибку, когда разрешила детям младших классов вернуться к стационарному обучению. Дети – самые большие разносчики. У вас ребенок 2-3 дня с соплями и кашлем, и дальше уже бегает веселый, а вы через неделю лежите с температурой 39 и осложнениями коронавируса”, – говорит Олег.

“Если сейчас не ввести жесткие меры, аналогичные прошлогодним, нас ждет катастрофа”, – добавляет врач.

“То, что мы ввели – не жесткие меры. Все жалуются сегодня на пробки и отсутствие пропусков, а куда они все едут? Все детские площадки заполнены детьми и родителями без масок. Всем срочно надо выпить кофе в центре города…” – жалуются в КГГА.

Мэр Киева 5 апреля в эфире телеканала “Украина 24” не исключил введение комендантского часа.

“Что касается комендантского часа, мы знаем, что сейчас его ввели многие страны Европы и нового ничего не придумали. Есть два пути сейчас. Первый – вакцинация, до тех пор, пока у нас достаточного количества вакцины нет, остается тот же путь разорвать цепочку заболеваемости. Если цифры будут сейчас зашкаливать и произойдет коллапс медицинской системы, у нас другого выхода не будет, как переходить к чрезвычайному положению”, – отметил Кличко.

Впрочем, чтобы ввести комендантский час, Верховной Раде нужно ввести чрезвычайное положение. Депутаты монобольшинства говорят, что пока о таком варианте им не говорят.

В эфире “Свободы слова” министр Степанов признал, что 15 апреля карантин не закончится и Украину ждет очень сложный период.