vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Очень смешные и очень опасные: побочный эффект несменяемости власти. Колонка Ивана Давыдова

Рабочий трудится над созданием скульптуры Иосифа Сталина авторства Зураба Церетели на заводе в Санкт-Петербурге. Январь 2005 года. Фото: Александр Демьянчук / Reuters / Forum

Джон Стейнбек, будущий нобелевский лауреат, посетивший Советский Союз в 1947 году, удивлялся и немного издевался над тем, как много вокруг портретов Сталина. Стейнбек предположил даже, что заводы, на которых производятся рисованные, литые, кованые, гипсовые и все возможные прочие портреты Сталина, наверняка процветают.

Советские люди – не знаю даже почему, – шуток на эту тему не поддерживали. Но некоторые все же решались намекнуть американскому писателю, что это все – проявления народной любви, а сам отец народов такое рвение не очень одобряет.

«Но если бы он это не одобрял, этого бы и не было», – удивлялся наивный гость.

Путин на наше счастье далеко не Сталин. Но читая, к примеру, бравурную новость на сайте государственного телеканала:

«Путин соорудил целую конструкцию для монстра из Малайзии», – поневоле вспомнишь Стейнбека и его смешное недоумение.

За новостью – целый телесюжет, который смаковали ведущие программы «Москва. Кремль. Путин». Их можно понять, событие-то не рядовое: «В эфире телеканала “Россия 1” показали кадры, как президент во время саммита АТЭС усаживал на столе игрушку-монстра, которая всех так заинтересовала. Позже пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков рассказал, что это было сувенир из Малайзии. Организаторы саммита прислали по подарочному набору каждому лидеру, участвующему в саммите. Табличка с названием страны стояла на столе, а значок с символикой саммита Владимир Путин прикрепил к лацкану своего пиджака».

Прикрепил к лацкану, представляете себе! Это должен знать каждый. Читаешь и понимаешь, кто здесь настоящий лидер и почему альтернативы ему нет и не может быть.

Шариковая ручка, папка для бумаг и их толкование

А до того, помните, он сначала бросил шариковую ручку на стол во время совещания, а потом – это уже в ходе другого совещания – раскрутил все ту же ручку. И причастные к тайнам, вхожие в самые высокие кабинеты политологи старательно объясняли, какие эмоции скрываются за этими жестами, полными глубокого, едва ли не мистического смысла.

А еще на каком-то из экономических форумов он все бумажки не мог в папку уложить, и люди легкомысленные смеялись, а мудрые прорицали – за невинным движением многолетний опыт работы в спецслужбах, одна из причин политического успеха!

Восторги прикормленной челяди и потоки глубокомысленных рассуждений порождает пока еще не каждый чих вождя. Но впереди, спасибо Валентине Терешковой, еще лет этак шестнадцать напряженной и плодотворной работы президента на благо отечества, так что не надо отчаиваться, доживем, если повезет. Кстати, кашель президента тоже уже обсуждали и даже пресс-секретарь Песков его комментировал. Нет, буквально, комментировал кашель.

Если бы ему это не нравилось, этого бы и не было

И как тут не повторить вслед за залетным американцем: но если бы ему это не нравилось, этого бы и не было. Значит, нравится. Значит, сам он комизма всех этих восторгов, причем скверного, стыдноватого комизма не чувствует. Значит, он – в особой какой-то реальности, где комментарий к начальственному кашлю – норма.

Джон Стейнбек во время поездки по Советскому Союзу в 1947 году. Фото: Роберт Капа © International Center of Photography / Magnum Photos / Forum

А еще он, конечно, – эталон для подчиненных, законодатель мод, трендсеттер. И все они – от первого министра до распоследнего мэра – строем готовы отправиться в этот его ледяной космос. «Михаил Мишустин поставил на место молодого ученого, который назвал Путина “коллегой”. “Он нам не коллега, а руководитель”, – напомнил премьер».

Это тоже настоящая новость, прокатившаяся волной по всем государственным информационным агентствам. И так далее, и так далее, и так далее.

Пропагандисты, похоже, искренне уверовали в собственные конспирологические теории о злокозненности Запада, единственная цель которого – уничтожение нашей богоспасаемой России. Силовики и дипломаты сделались историками – а как не сделаться, если главный начальник пишет статьи о коварстве поляков, спровоцировавших пару исключительно миролюбивых режимов в 1939-м, – и ушли на Вторую мировую.

Это не шутка. В Москве прошел форум «Уроки Нюрнберга», приуроченный к 75-летию со дня начала Нюрнбергского процесса, на котором выступили глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, доктор странных наук Владимир Мединский и другие выдающиеся историки.

Эхо далекой войны в соцсетях и не только

В интересе к истории и в стремлении осмыслить главное событие прошлого века, грандиозную и страшную войну, нет, конечно, ничего плохого. Но война ведь – война, которая кончилась много десятилетий назад, – превращается стараниями высокопоставленных патриотов в событие, определяющее политику современной России.

Вот на помянутом форуме помянутый Бастрыкин пообещал «найти каждого, кто куражится на памяти о войне». Будут, значит, абсурдные уголовные дела, сломанные судьбы и новые звездочки на погонах следователей, изловивших «ВКонтакте» очередных опасных преступников с задней парты. Как без этого победить Гитлера?

Но если бы им это не нравилось, этого бы не было. Значит, не чувствуют они нелепости собственных речей и действий, значит, в их космосе это все норма.

Отрыв от реальности – естественное следствие несменяемости власти. Бессменный вождь и его забронзовевшие соратники становятся попросту смешными, и чем дальше, тем острее это ощущается. Всеми, кроме них, собственно.

Смешные люди и настоящая жизнь

Но смешное и страшное, как правило, ходят рядом. Эти смешные люди, хоть и парят в своем космосе, побеждая нацистов и половцев, увечить жизнь людей обычных успевают вполне эффективно.

Вот, допустим, Владимир Соловьев обнаружил, что его выдающиеся видеоролики никто в интернете смотреть не хочет – ну так бывает, не попадает телевизионный ветеран в резонанс со вкусами юных любителей YouTube, – и побежал жаловаться на враждебную социальную сеть.

Выглядит он, разумеется, смешно и стыдно. Чиновники из Роскомнадзора, проникнувшиеся к Соловьеву состраданием и пообещавшие бороться с цензурой в сетях (!), – это уж совсем клоунада. Все так, но в итоге-то появляется законопроект, благодаря которому миллионы обычных людей могут лишиться доступа к информации. И у законопроекта есть все шансы стать законом.

Фото: Александр Демьянчук / Reuters / Forum

И это просто свежий пример, который сразу приходит в голову. Один из бесконечного почти ряда.

Одна у простого россиянина радость – Александр Григорьевич Лукашенко. Залюбуешься на его подвиги, да и подумаешь:

«Что ни говори, а нашим до этого все-таки еще далеко. Нашим до этого расти и расти».

Хотя все шансы дорасти, конечно, имеются. Да и времени на раскачку – вагон.

Мнения
Фабрика ненависти имени Александра Лукашенко. Колонка Ивана Давыдова
16.11.2020 16:57

Публицист Иван Давыдов для Vot Tak TV

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное