Италия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о значении культурного наследия для общества, подписанную в 2005 году в португальском городе Фару. Конвенция принята ещё 19 странами, включая Австрию, Норвегию, Финляндию, государства Восточной Европы и Украину. Оппозиция и ряд итальянских СМИ уже назвали акт подписания договора культурным самоубийством страны.

Конвенция Фару отходит от традиционного итальянского понимания культурного наследия как набора объектов, который следует оберегать и сохранять, и вводит понятие его ценности. Она определяет то, каким образом необходимо пользоваться культурным наследием, делая его доступным для современного общества.

В центре культуры находится «сообщество культурного наследия» – «люди, определяющие ценность тех или иных аспектов культурного наследия и желающие от лица общественности поддерживать это наследие и передавать его будущим поколениям». Иными словами, в центре культуры теперь ставится человек, который эту культуру создаёт и использует по своему усмотрению.

Ценность культурного объекта перемещается от «ценности как таковой» к «ценности его использования».

Такое понимание культуры делает её, с одной стороны, более актуальной и востребованной, а с другой – ставит в зависимость от мнения конкретных людей и сообществ, их восприятия и понимания ценности и обоснованности существования того или иного культурного объекта. Иначе говоря, если до сегодняшнего дня конкретный музей получал госфинансирование вне зависимости от его оценки сообществом, то теперь целесообразность поддержки такого рода учреждений ставится в зависимость от общественного мнения.

Стыдливо прикрытые объекты культурного наследия

В свете нового понимания культурного наследия на первый план выходят и понятия политкорректности, терпимости и уважения к религиозным или социокультурным табу отдельных сообществ. Само собой, представителей любой нации и конфессии, имеющих минимальную культурную базу, вряд ли шокирует, например, вид обнажённых греческих статуй. Однако идея «доступности» объекта культуры для всех может поставить его в зависимость от мимолётных преференций общественности и излишних превентивных мер, принятых руководством для защиты религиозных, национальных, этнических или иных чувств отдельных групп посетителей.

Особое беспокойство у противников новой конвенции вызывают статьи 4 и 7. Согласно статье 4, реализация права на культурное наследие может «быть объектом лишь тех ограничений, которые являются неотъемлемой частью любого демократического общества». Статья 7 конвенции призывает «утвердить процедуры посредничества для справедливого разрешения ситуаций, когда разными сообществами присваиваются противоречивые ценности» (одни воспринимают произведение искусства как гармоничное и прекрасное, а у других оно по тем или иным причинам вызывает отторжение).

Памятен случай, когда в 2016 году при посещении Капитолийских музеев президентом Ирана Хасаном Рухани по инициативе итальянского руководства в знак уважения к религиозным чувствам высокого гостя все обнажённые статуи были прикрыты.

Этот жест вызвал шквал критики, а министр культуры Италии Дарио Франческини осудил действия музея, заявив, что он не был проинформирован о происходящем.

Сегодня оппозиция в лице Маттео Сальвини от «Лиги Севера» и Джорджи Мелони от партии «Братья Италии» критикует ратифицировавшего Конвенцию Фару министра за разрешение совершать подобные действия в отношении всех объектов культурного наследия страны. В скором времени, считают оппозиционеры, итальянцам придётся прятать статуи и картины, чтобы только угодить посетителям музеев.

Обвинения в продаже «итальянского культурного наследия исламу» и в «культурной капитуляции» не заставили себя ждать.Обвинения в продаже «итальянского культурного наследия исламу» и в «культурной капитуляции» не заставили себя ждать.Фото: Gregorio Borgia

«Лига Севера» обвиняет правящую партию в том, что таким образом она «продаёт итальянское культурное наследие исламу». А по убеждению Джорджи Мелони, ратификация конвенции означает для страны «культурную капитуляцию» из-за необходимости применения «ограничений к нашему культурному и художественному наследию».

В свою очередь, министр культуры Италии утверждает, что статуи прикрывать не придётся. «Никакой цензуры не будет, эта конвенция нацелена на максимально возможное продвижение того, что мы унаследовали от цивилизаций, предшествовавших нашей», – успокоил общественность Франческини.

На данный момент Россия, Франция, Германия, Нидерланды, Греция и Великобритания не приняли Конвенцию Фару.

Рим

Від admin