vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Поклон старшему брату. Грустная колонка Ивана Давыдова о разговоре Владимира Владимировича с Александром Григорьевичем

Пытаюсь представить себе, как на самом деле происходил разговор вечного президента России с самопровозглашенным президентом Беларуси. Что там было за закрытыми дверями, без посторонних, что прячется за скучными формулировками для прессы?

– Денег дадите немножко, Владимир Владимирович?

– Ну, начинается.

– Немножечко!

– Может быть, лучше добрый совет?

– Нет, все-таки лучше денег. Капельку. Пустячок. Миллиардика два-три.

– Или все-таки совет?

– Хорошо, совет. Но потом денег, ладно?

– Так вот, Александр Григорьевич, можно протестующих штрафовать за повреждения, нанесенные городу. Ну клумбы там, скамейки. Глядишь, и деньги появятся.

– Уже, Владимир Владимирович, уже, ваши специалисты посоветовали. Делаем. Но этого мало.

– Хорошо. Полтора миллиарда.

– Ох. Лучше бы два.

– Берите, что дают. Скоро и этого не будет.

На политические уступки тоже идти придется…

Кредит в полтора миллиарда, который Лукашенко наверняка не собирается отдавать, – совсем неплохо, чтобы подлатать дыры в подорванной протестами экономике. Ежемесячные (!) совместные учения военных – тоже неплохо: можно попугать соседей – Россия рядом! Путин не бросит провалившегося на выборах друга! Ну и конечно, это способ подольститься к «старшему брату»: бессменный президент России любит это все всерьез, милитаристские игрища – последнее его прибежище и главное увлечение. Чем бы сосед не тешился – лишь бы раскошеливался.

Александр Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным в Сочи, 14 сентября 2020 года

Александр Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным в Сочи, 14 сентября 2020 года. Фото: Kremlin.ru

Про «старшего брата» не я придумал. Об этом после встречи говорил сам Лукашенко: «Экономика лежит в основе всего, и поверьте, что мы всегда придерживались этой линии. А вот эти события нам показали, что нам надо теснее держаться с нашим старшим братом и сотрудничать по всем вопросам, в том числе и экономике». Странно, между прочим, Россию называть «братом», уместнее бы «сестрой», но понятно, что речь – не о России, а о Путине Владимире Владимировиче. С точки зрения Лукашенко (как, впрочем, и с точки зрения самого Путина), это ведь одно и то же.

И еще понятно, что это не просто слова. Это поважнее учений и даже подачек. Россия, пользуясь случаем, собирается Беларусь съесть. Строптивости у Лукашенко теперь поубавится, российский бизнес – окологосударственный и государственный – получит наконец доступ к белорусским активам, на политические уступки тоже идти придется… И Лукашенко это тоже понимает отлично. На это и намекает, это и обещает, это и есть плата за поддержку, которую Москва ему гарантирует.

Лукашенко готовится выкручиваться, Путин – отжать все

Столько всего говорил белорусский диктатор о ценности государственного суверенитета, о том, что уже поколения в новой стране выросли и к этому суверенитету привыкли… Даже наследника Колю возил во времена более спокойные в Валаамский монастырь, к Путину, знакомиться, – чтобы знал «старший брат», что вопрос с преемником раз и навсегда закрыт, и ненужных мыслей не лелеял. Но как только всерьез зашла речь о сохранении власти в собственных руках – хотя бы ненадолго, потому же кто теперь знает, каких уступок Москва захочет завтра и какое место для проштрафившегося диктатора на самом деле готовит? – сразу же выяснилось, что суверенитетом этим пресловутым можно не без выгоды поторговать. Сохранение власти – единственная настоящая ценность для любого диктатора, ради нее можно пожертвовать чем угодно, Лукашенко наглядно это демонстрирует.

Ну то есть он-то наверняка надеется – не в первый раз уже – обмануть «старшего брата», падкого на лесть и слишком озабоченного мечтами о возрождении империи. Дай сейчас денег, пообещай поддержку, а там, когда все успокоится – посмотрим еще, кто ловчее и кто старше. Но и в Москве это понимают тоже, и начинается новый этап игры – Лукашенко готовится выкручиваться, Путин – отжать все, что получится у загнанного в угол соседа. В идеале, конечно, вообще все.

Анализ
Сдачи не надо? Как Александру Лукашенко удавалось избежать участи «завскладом»
14.09.2020 15:01

«Совет за совет, Владимир Владимирович»

А самый примечательный момент этой игры – в том, что никто из лидеров не учитывает царящие в белорусском обществе настроения. Страна – против Лукашенко, никакого ресурса, помимо силового, у него уже не осталось, но и он, и Путин просто не замечают этого фактора. Лукашенко уже показал наглядно, что он готов со страной делать, чтобы сохранить власть. Понадобится убивать – продолжит убивать. Первые погибшие уже есть, и кто сказал, что он собирается останавливаться? Ну а Путину, видимо, и в голову не приходит, что все эти странные слова – «общество», «общественное мнение», «общественные настроения» – вообще хоть что-нибудь значат. В России ведь они не значат ровным счетом ничего. Почему ситуация в Беларуси должна чем-то принципиально отличаться?

И у Путина есть основания так думать. Сохранение власти в руках Лукашенко оплатит российский налогоплательщик. И едва ли он станет возмущаться этим фактом. Хотя, казалось бы, есть и на родине на что потратить деньги.

И все-таки чертовски интересно, что там у них на самом деле за закрытыми дверями случилось.

– Совет за совет, Владимир Владимирович.

– Да, Александр Григорьевич?

– Знаете, их можно бить в течение суток. Можно штабелями складывать во дворах тюрем. Можно даже убивать.

– Интересная мысль, Александр Григорьевич. Запишу в блокнотик.

Публицист Иван Давыдов для vot-tak.tv

Подписывайтесь на Vot-tak.tv в Яндекс.Дзен и Telegram

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное