14 января 1506 года в Риме была найдена мраморная скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья». Нашли ее спокойно почивавшей под землей в виноградниках Эсквилинского холма (один из тех самых легендарных семи холмов Рима)
Узнав об этом Папа Юлий 2, слывший большим почитателем искусства, поспешил отправить на освидетельствование подлинности шедевра самых знающих и искушенных: архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти.
Через два месяца в Ватикане для скульптуры уже сооружали нишу в Бельведере, а знатоки восторженно утверждали: «Это тот самый Лаокоон, которого упоминает Плиний».

По свидетельству этого древнеримского энциклопедиста Плиния, Лаокоон находился в доме императора Тита.
Это произведение трех родосских скульпторов: Агесандра, Полидора и Афинодора. Оно является мраморной копией второй половины I века до н. э. с оригинала, который был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и увы конечно же не сохранился.

Сюжет Лаокоона почерпнут из сказаний о Троянской войне и очень впечатляюще изложен в «Энеиде» римского поэта Вергилия.

Когда троянцы в недоумении и нерешительности рассматривали оставленного ахейцами в качестве дара деревянного коня и некоторые предлагали ввести его в город, то Лаокоон яростно возражал против этого, предостерегал соотечественников от коварства греков: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!»

Однако троянцы, выслушав рассказ жреца, всё больше склонялись к тому, чтобы принять в город этот дар ахейцев. В это время на Лаокоона, приносившего вместе с сыновьями жертву Посейдону, напали две приплывшие по морю змеи, растерзали детей Лаокоона и задушили его самого, после чего укрылись в храме Афины.

Троянцы поняли это как наказание Лаокоону за непочтение к Афине и принесённому ей в дар коню и поспешили ввести деревянное чудовище в город, уготовив тем самым себе погибель (Verg. Aen. II 40—53 и 199 – 231).

Скульптура изображает отчаянные и явно напрасные усилия героя высвободиться из тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв, сдавливая их и кусая. Бесполезность борьбы и неотвратимость гибели очевидны.

Великий немецкий просветитель Лессинг в середине 18 века посвятил троянскому жрецу специальное исследование «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии».. Он обратил внимание на то, что скульпторы, даже передавая сильнейшую боль, сумели подчинить статую требованиям красоты.

В настоящее время истинным античным шедевром можно полюбоваться в Ватиканском музее.

В нашем славном городе также есть копия этого знаменитого произведения, которую все мы знаем и трепетно любим. Повторил её скульптор Чевран, для частной дачи Григория Маразли.

1917 г. – после Октябрьской революции национализированную скульптуру с территории дачи Маразли забрали
1924 г. – скульптура оказалась в Центральном зале одесского музея
1927 г. – композиция установлена в сквере на пересечении улиц Преображенской и Спиридоновской.
1971 г. – скульптура установлена перед зданием археологического музея в Одессе

 

http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?laokoon

Від admin