Перейти к основному содержанию

Почему приезжал Эрдоган? Взгляд энергетика

Аналитика вне политических форм
эрдоган

На прошлой неделе состоялся знаковый визит Президента Турецкой Республики Тайипа Реджепа Эрдогана в Украину, во время которого были озвучены настолько желанные и справедливые заявления насчет территориальной принадлежности Крыма.

Что стоит за такой публичной активностью? Экономический интерес или ощущение опасности? Очевидно, и первое, и второе. Попытаюсь обосновать, почему именно так.

Экономический интерес

В конце концов, турки стараются прогрессировать

Турция уже десять лет активно работает над развитием собственной газотранспортной инфраструктуры, желая стать энергетическими вратами для Европы. Состоянием на сегодня она работает на свои будущие дивиденды: успешно наладила трубопроводные подключения со странами балканского региона, развитую сеть терминалов для приема сжиженного газа и получает газ из девяти стран: России, Азербайджана, Алжира, Катара, Ирана, США, Франции, Норвегии, Египта.

Судя по такой международной активности, расширение турецкого газового хаба продвигается довольно успешно, но с негативными последствиями для Украины. В январе 2020 года, после введения в эксплуатацию «Турецкого потока», уменьшилась годовая нагрузка украинской газотранспортной системы: сразу на 15 млрд кубометров, то есть наша страна потеряет годовую прибыль от транспортирования газа, это больше 300 млн долларов. На этом фоне очень обидно, что опыт НАК «Нафтогаз Украины» по части противостояния проекту «Северный поток-2» не был распространен на уже реализованный российский «Турецкий поток».

В то же время, для Турции в связи с введением новых инфраструктурных проектов и расширением газового хаба важно решить главную задачу – наполнение газом и получение прибыли за рыночными тарифами. Для достижения такой цели должны быть открыты новые рынки сбыта, и украинский рынок рассматривается как один из таких. Ведь по итогам прошлого года общее потребление ресурса в Украине составляло до 26,4 млрд кубометров, из которых лишь 78% покрывается за счет отечественной добычи. Учитывая необходимость не только в покрытии дефицита газа для потребления, а й в накоплении его для отопительного сезона, украинский рынок достаточно интересен для импортеров. Но импорт энергоресурсов для экономики страны, которая пребывает в состоянии войны, не идет на пользу, поскольку происходит отток средств за границу.

В нынешних реалиях Украине необходимо сделать три вещи. Первое – внедрить энергоэффективные меры и обеспечить поставку природного газа по справедливой цене из нескольких маршрутов, например, из Азербайджана через Турцию. Второе – наконец-то реализовать программу по наращиванию отечественной добычи для полного покрытия потребностей украинских потребителей. Третье – создать собственный газовый хаб, для влияния на ценовую конъюнктуру европейского и средиземноморского газового рынков.

Заинтересованность в безопасности

Кто бы мог подумать, а?

Турция развивает свой газовый рынок не только с акцентом на инфраструктуру, а и на перспективные залежи ресурсов. Одни из таких – газогидраты. Зная эти соотношения, Турция уже сегодня работает над освоением газогидратных залежей на шельфе Средиземного моря. Достаточное количество таких ресурсов также присутствует в территориальных водах Украины и наиболее перспективная площадь находится в 20 км на юг от Ялты.

Потому деоккупация Крыма, в котором украинская власть расширила развитую газотранспортную инфраструктуру, ориентированную на добычу топлива с шельфа Черного моря, содержит глобальный интерес в плане безопасности.

Для турецкой власти является очевидным, что после событий 2014 року существенно нарушился баланс сил в черноморском регионе, и сейчас вне прессы происходит наращивание российского присутствия не только в военной плоскости, а и экономической.

Понимая это, Турция последовательно уменьшала объемы потребления российского газа. Как результат, в 2019 году поставки российского газа на турецкий рынок упали на 40%, что позволило Турции впервые за тринадцать лет выйти из списка наибольших потребителей ВАТ«Газпром». Российский газ был заменен азербайджанским и поставками голубого топлива через LNG-терминал.

После всего этого Россия начала строительство двух LNG-терминалов в Черном море и активно лоббирует расширение экологической зоны регулирования отходов торгового флота, что заставит пользоваться в качестве топлива низкосерную нефть и сжиженный газ.

Потому целью этих проектов остаются не только поставки голубого топлива по Дунаю, в страны балканского региона и конкуренция за турецкий рынок.

Россия через ВАТ «Газпром» планирует увеличить практику использования сжиженного газа в морском флоте и наземном транспорте, что автоматически создаст новый инструмент влияния на экономику стран черноморского региона.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

Россия села в лужу. А мы молодцы

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.