В ночь накануне саммита в личку постучал старый друг, у которого еще маленький ребенок и небольшой бизнес, со словами: «Аленка, ну вот как так? Как дальше? Тревожно».

Я, конечно, резкая стала за последние годы, хотя и очень сдерживаюсь, ответила: «А где ты помнишь национально-освободительное движение за год-два или за пять? Вспомни борьбу за независимость в США. Или Нидерланды сколько боролись». Друг умный и чуткий, сразу подхватил: «Ну да. И Ирландия. И Израиль — в конце-концов».
Борьбу за независимость государства Израиль он знает на своей шкуре — три года армии там не прошли даром. Пожелали взаимно добраніч и разошлись, понимая и доверяя друг другу по-прежнему.

Вчера мама рассказывает, что в Крыму хотят обратно в Украину. Устали от рашки. Не спрашивайте, она звонит туда регулярно, там родня. Никто с начала 14-го года сюда и туда не ездит, но мама, украинская пенсионерка с минималкой, звонит каждую неделю российской пенсионерке с «ого-го какой пенсией». «За политику» давно не говорят, чтоб не ссориться, больше про детей, здоровье и лекарства. Там хотят назад. В Украину. Но — «чтоб как раньше»
- Как это раньше?
- Ну как в 13-м году. Чтоб без войны и всех проблем. Чтоб все вернуть, как было.
- Мам, не бывает такого. Пятнадцать тысяч убитых — какое «раньше».
- Да, я и говорю.
Обе вздыхаем. Я стараюсь разрядить обстановку:
- А помнишь рассказ О.Генри «Вождь краснокожих»? Там, где двое взяли в заложники мальчика, чтоб его потом выкупили родители. А его папа сказал: «Вы мне сами доплачивать будете, чтоб я его забрал». А закончилось все фразой: «У вас есть десять минут добежать до канадской границы». Помнишь? Так и они — нам платить будут, чтоб вернуться в Украину. А те, кто не будет, придется бежать. Десять минут до границы.
Мы смеемся, потому что обе вспоминаем этот рассказ и примеряем его на Крым. Так и будет.

Сегодня резанула фраза молодого человека, который помогал грузить нам картины. Мы зацепились за саммит, потом за Зе, он выдал «Ну кто-то должен сделать мир в Украине, не все нацикам потакать, их надо нагнуть и прижать». Я таки вспыхнула: «Каким-каким нацикам? Где вы видели национально-освободительную войну без националистов?» — На что получила ответ: «Украина разделится на три части из-за них». — Я сказала, что не надо меня пугать и это медведчуковский мем и мыслевирус, который запускают его телеканалы и соцсети. Мальчик сказал, что тв не смотрит. Только после загрузки картин в такси, когда уже попрощались мне сказали, что он -"поклонник шария".

- А, ну да, ларчик просто открывается. Все понятно. Это диагноз, — можно было даже не произносить.

Выводы.
Запомните: не бывает борьбы за независимость без национализма.
Только национально-освободительная борьба.
Читайте историю.
Или мы остаемся как государство Украина — независимое и национальное. Или исчезаем, поглощенные этой северной дрянью.
Третьего не дано.
А это значит — учить мову. Поддерживать свою культуру, образование и науку. И перестать быть тупыми совками, не способными брать ответственность за свои поступки и свои высказывания.

В истории это все есть. Нужно просто уметь читать.