ЭкономикаКоррупция

«Роттердам+»: вокруг кого сужается угольный круг

14:20 12 авг 2019.  16499Читайте на: УКРРУС

Случайно или нет, но вскоре после того, как Центризбирком поставил жирную итоговую точку в досрочных парламентских выборах, в различных силовых структурах начали активно «размораживать» громкие дела с коррупционным оттенком, которые доселе благополучно лежали под сукном.

В качестве яркого примера можно привести историю, связанную с поставкой угля в Украину по скандальной формуле «Роттердам+». 

Буквально на днях первому подозреваемому по делу Соломенский райсуд столицы избрал меру пресечения - два месяца за решеткой или залог в два миллиона гривен. Интересно, что эта сумма залога в 25 раз ниже той, которую просил прокурор Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП).

Бывшего чиновника Нацкомиссии по регулированию энергетики Владимира Евдокимова подозревают в злоупотреблении служебным положением. Еще шестерым фигурантам дела вручили подозрения - бывшему руководству НКРЕКП и менеджерам «ДТЭК». 

Прежде чем разобраться, кому из известных политиков «раскрутка» дела «Роттердам+» может принести не только репутационные и финансовые потери, но и грозить реальными уголовными делами, вспомним предметно, что, собственно представляет собой скандальная формула. 

«Роттердам +» заработала в Украине с мая 2016 года. Ее ввела Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП) как схему расчета стоимости угля для ТЭС. В итоге, она определяет конечную цену на электроэнергию.

Необходимость внедрения формулы «Роттердам+» чиновники из профильных ведомств объясняли необходимостью обеспечить стабильность энергосистемы Украины. Аргументация следующая: с началом войны на Донбассе, месторождения антрацитового угля, в котором так нуждаются украинские ТЭС, оказались на оккупированной части территории. Именно поэтому, чтобы энергогенерирующие компании смогли закупать уголь за границей, в случае прекращения поставок из оккупированных территорий, цену решили поднять до мирового уровня. 

Что в итоге? А в итоге, семимильными шагами двигаясь в направлении мировой ценовой шкалы, в тариф заложили стоимость угля на международной бирже в голландском порту Роттердама, куда поставляют топливо из Африки и Южной Америки. Сюда также включили стоимость доставки в Украину, откуда и происходит название «Роттердам + доставка» - сокращенно «Роттердам+».

Формулу «Роттердам+» своим решением установила НКРЕКП, которую тогда возглавлял Дмитрий Вовк. Весьма интересная деталь: на пост председателя НКРЕКП Вовк был назначен указом президента Порошенко и июне 2015 года. На тот момент 24-летний Вовк никогда не имел ни малейшего отношения к сфере энергетики. До этого он работал менеджером корпорации «Roshen» по России в Москве.

Аккурат после внедрения формулы «Роттердам+» многие отечественные эксперты назвали схему коррупционным источником сверхприбылей для производителей электричества и, прежде всего, главного игрока рынка - компании «ДТЭК» Рината Ахметова, которой принадлежит 80% тепловой генерации и 85% добычи угля в Украине.

Где именно специалисты узрели коррупционные «уши», торчащие из формулы «Роттердам+»? Согласно схеме, топливо поступало на украинские ТЭС по ценам будто его везли из Роттердама, хотя на самом деле большинство угля поставляли из Донбасса и России.

Разоблачительной картой для «Роттердама +» стала блокада железнодорожных перевозок на Донбассе. Напомним, в феврале 2017 из-за дефицита антрацита правительство вынуждено было ввести чрезвычайное положение в электроэнергетике, а впоследствии - пять из шести ТЭС временно остановили работу. Это и стало доказательством того, что формула не справилась со своей задачей, ведь доходы ТЭС будто увеличились, а уголь в достаточном количестве не закупали. Более того, в 2016-м Украина сократила расходы на импорт каменного угля и антрацита на 10%. Однако, в 2017 году, после блокады, таки увеличила расходы почти в два раза.

В июле 2016 премьер Владимир Гройсман заявил, что считает неприемлемой формулу «Роттердам +». О ее коррупционной угрозе в 2017 году также заявлял с парламентской трибуны и генпрокурор Юрий Луценко, призывая нардепов принять закон «о ренте на уголь и другие полезные ископаемые в Украине так же, как это сделано для газа». Однако «роттердамский» воз так и не сдвинулся с мертвой точки. 

Правда, в прошлом году ряд депутатов, которые не входили в правящие фракции БПП и НФ обратились в Окружной административный суд Киева с требованием признать постановление НКРЕКП о «Роттердам+» незаконным. Однако Фемида, которую, по слухам, тогда полностью контролировал один из ближайших соратников Порошенко — нардеп Грановский, отклонила иск.

Примечательно, что с первого июля заработала новая модель рынка электроэнергии, призванная заменить формулу «Роттердам +».

Аккурат после запуска нового рынка председатель НКРЕКП Оксана Кривенко заявила журналистам: «Система работает в штатном режиме, цена на электричество для населения не изменилась, технические сбои оперативно ликвидировались». 

Президент Владимир Зеленский не единожды критиковал персонально Петра Порошенко за «Роттердам +» и высокие тарифы. Вскоре после инаугурации Зеленский подал в Верховную Раду неотложный законопроект, который должен ввести новую формулу «Роттердам -», с которой планируется убрать стоимость транспортировки угля из порта Роттердама. Параллельно с этим, действующий глава государства подал еще один законопроект, предусматривающий отсрочку нового рынка электроэнергии до 1 июля 2020 года. Очевидно, на Банковой рассчитывают на поддержку в Раде законопроекта «Роттердам-», а с учетом того, что одна лишь фракция «Слуги народа» насчитывает 254 депутата (необходимый минимум для принятия ВР решений — 226 голосов), рассчитывают не зря. 

История с «Роттердам+» закрутилась-завертелась, как мы уже отмечали, только после окончания парламентских выборов. В конце июля сотрудники НАБУ провели обыски в инвестиционной компании ICU. Именно эта фирма приобрела евробонды ахметовской «ДТЭК», которые выросли на 60% после введения «Роттердам +». Это, по мнению следствия, позволило лицам, в интересах которых действовала НКРЕКП, получить сверхприбыли. 

Ранее совладельцем и председателем совета директоров группы была Валерия Гонтарева, экс-глава Нацбанка и ближайшая соратница бывшего президента Порошенко. Затем некоторое время в ICU работал и упомянутый выше бывший менеджер корпорации «Roshen» Дмитрий Вовк, который позже возглавил НКРЕКП. Похоже, круг замыкается… Но так думают далеко не все. Например, Дмитрий Вовк, который, как говорят, сейчас пребывает во Франции, на своей странице в Facebbok назвал дело «раскрученным медийно-юридическим пузырем». Компания «ДТЭК» Ахметова все обвинения также называет безосновательными. А Петр Порошенко, о причастности которого к скандальной формуле говорят его оппоненты и эксперты, и вовсе отказывается комментировать данный вопрос, который ему не единожды задавали журналисты. 

На днях руководство НАБУ и САП провело совместный брифинг, в ходе которого главе Национального антикоррупционного бюро Артему Сытнику задали вопрос о том, будет ли вызван на допрос в деле «Роттердам+» бывший президент Петр Порошенко. Ответ был витиеватым: «Мы, в отличие от некоторых структур («привет» ГБР) анонсами не занимаемся, а комментируем только по факту». 

Наталия Ромашова

Крижак Дмитрий

Самое читаемое