Ярко манифестированная кухарка, лезущая управлять государством

Тетяна Кохановська

“Как же стыдно. Даже при Януковиче не было так стыдно…”

Выношу в качестве эпиграфа пост френды, потому что он наиболее кратко и емко выражает господствующие у меня в ленте рефлексии. А что, собственно, случилось? Да вроде ничего – послушали меньше 5 минут зе-кандидата от первого лица, так сказать. Ну пусть и по скайпу. В естественном для него ландшафте оголтелых Плюсов.

И ощутили некую гамму чувств – стыд, отвращение, гнев. И неприятие, отторжение. У таких разных политических фигур, как ЮВТ и Ярош, разных опинион-мейкеров в диапазоне от Вятровича до Подервьянского, у совершенно разных людей – я же вижу, как содрогаются в отвращении пожилой украиноязычный католический священник из старых диссидентов и молодая вольнолюбивая языкатая зоозащитница (оба одесситы, кстати)…

Почему так? Чем он хуже Овоща взбесил? А тем, что он воплощает некий исторически-культурный паттерн, который граждане Украины стремятся отринуть. Вот давайте сравним с тем, что продвигал согражданам Овощ. Он же на шахтерской доблести все строил. Тяжко работать, не болтать попусту, _слушаться Власть_. Что это? Ну так даа, он, русский мир. Причем на самом деле в ипостаси царизма. Это ж вот оно, покорный народ-богоносец. Со всеми признаками, включая домостроевщину. И, с позволения сказать, эстетика Овоща была такая, тяжеловесная, в советском прошлом ей соответствовал стиль советских номенклатурщиков, в ратиновых пальто и каракулевых шапках. Они и были наследниками царского “православия-самодержавия-народности”.

А вот Зе – это другое. Это уже чисто совковое наследие. Это ярко манифестированная кухарка, лезущая управлять государством. Это пьяная матросня в Зимнем. Это красноармейцы в имении Симиренко громят оранжереи. Это шариков, и к тому же удивительно гнусный, он и милейшим псом-то стать не может.

Эту, вызванную к жизни большевиками стихию, застали и мы, очевидцы преклонных лет совка. Оно было везде, это торжествующее хамство: в тоне продавщицы овощного и в нотах советской дипломатии, в трамвайном “а еще шляпу надел” и в травлях в союзах писателей. И об руку с ним шли хаос, руина и мерзость запустения: помойки овощебаз, ободранные, рушащиеся памятники мирового значения, убогий быт, варварское землепользование.

Оно же пыталось прорасти, определить нашу жизнь руками приблатненных бизнесменов и почувствовавших силу гопников с окраин мегаполиса в 90-е. И страна отвернулась от этого в отвращении, и пошла дальше. Ґречний Львів и жизнерадостная буржуазная Одесса, степенный Луцк и бесшабашный Харьков, хозяйственная Винница и доброзичливі Чернівці – все отвернулись, на самом деле.

И вот теперь старый враг, отчаявшись вернуть нас в ярмо _прелестями кнута_, пытается добиться того же, инициировав бунт, праздник непослушания. Не хотите жизнь за царя, кокошники с церквями златоглавыми – ок, а тельняшки с пулеметными лентами, грабь награбленное и долой власть буржуев?

Вот это нам пытаются втюхать посредством Зе. Бессмысленный и беспощадный бунт.

И пожалуйста, не нужно клеймить молодежь за то, что она частью своей на это ведется. Мы – взрослые, уравновешенные, много повидавшие. Мы узнаем за прекрасными лозунгами о всеобщей справедливости кухаркино рыло, а они пока нет. Их не ругать, их защищать от этого нужно. Наше будущее – от нашего отвратительного прошлого, которое не хочет в небытие, хватается за живых, молодых, мяконьких. Но мы, настоящее, еще пока живы, и не потеряли ни решимость, ни ясность ума. Давайте защищать их, даже если для этого нужно бороться с ними самими, за них же.

P.S. А вот кого не пойму в упор, так это олигархат, который на этом пытается въехать в прошлое. Чуваки, этот поезд не остановится на нужной вам станции, он помчит дальше, туда, где стоит на ржавых путях ободранный то ли бронепоезд, а то ли агитпоезд. Лучше б вам, право слово, держаться Пороха, который пытается обеспечить хоть какой-то общественный компромисс. Но нет, вы тупые и жадные, вы хотите все взад. Нет, чуваки, против истории не попрешь.

Автор