Перейти к основному содержанию

Как выглядит прослушка здорового человека

Прослушка здорового человека или как на самом деле профессионально прослушивают устные переговоры

Примечание редакции. Поскольку в Украине довольно часто возникают скандалы с прослушкой, при которых пострадавшие — или называющие себя таковыми — демонстрируют самые разные электронные устройства, мы попросили одного из наших авторов, обладающего соответствующей инженерной квалификацией, немного рассказать, как на самом деле профессионально прослушивают устные переговоры.

Как выглядит прослушка здорового человека?

Часто никак.

Если прослушку выполняют профессионалы, то она, собственно, никак не выглядит — вы не найдёте ни в каком из укромных уголков своей комнаты жучок с коварно торчащими проводами. Просто потому, что для записи ваших разговоров есть достаточно много дистанционных методов, не требующих нахождения в помещении — это, например, использование направленных микрофонов, оптических микрофонов или стетоскопов.

Порой же используют два интересных метода, которые называются высокочастотным навязыванием и высокочастотным облучением. Методы схожи между собой и используют свойство обычных предметов модулировать звуковым сигналом наведённый на них электрический ток или электромагнитное излучение.

Реализация высокочастотного навязывания может выглядеть так: технический специалист сумел получить постоянный доступ к незащищённой силовой сети. Тогда часто выполняется «инжекция сигнала модуляции в силовую сеть». Инжектируемый или «навязываемый» таким образом специальный сигнал в силовой сети будет находиться в диапазоне частот от нескольких десятков кГц до сотен кГц и обладать низкими фазовыми шумами (гуглите фразу «вч навязывание»). И если одновременно выполнить так называемое «синхронное детектирование» (гуглите фразы «синхронный усилитель», «lock-in amplifier»), то технический специалист сможет прослушать, что происходит в помещении, расположенном на расстоянии нескольких десятков, а то и более метров от места проникновения в силовую сеть. Так как проявится, например, магнитоупругий эффект от стальных сердечников дросселей обычных газоразрядных ламп освещения. Хоть это и выглядящая несложно на первый взгляд процедура, но она нуждается в высококачественном и дорогом оборудовании и высокой квалификации, так как полезный сигнал часто находится в нановольтовом диапазоне. Кстати, в современное время описанная схема имеет сложности с применением — в офисах исчезают газоразрядные лампы с пассивным балластом, а массовое применение импульсных источников питания маскирует канал утечки.

Примером же использования метода высокочастотного облучения может служить хорошо известный международный скандал времён холодной войны. Описанное устройство было использовано на заре развития систем прослушивания. Тогда из-за относительно невысокого качества источников ВЧ и низкой чувствительности приёмников метод нуждался в использовании дополнительного устройства для модуляции, смонтированного в «вещи». Схожим образом сейчас работают различные системы радиоидентификации.

(Кстати, великого изобретателя и несомненно патриота своей страны Льва Термена «отблагодарили» в характерном ватно-русском стиле, подробнее вы можете прочитать, например, здесь).

Звуковые волны оказывают влияние на все предметы в помещении, и электромагнитное излучение вездесуще. Поэтому практически любой достаточно сложный предмет, находящийся в помещении (предмет должен содержать резонансные цепи с параметрической зависимостью от звуковых колебаний, а в современных электронных устройствах, а иногда и неэлектронных, их более чем достаточно), может стать источником съёма информации таким методом, то есть послужить «жучком». Но стоит заметить, метод высокочастотного облучения ещё более требователен к качеству оборудования и умению оператора, чем метод высокочастотного навязывания (о подробностях мы умолчим).

У такого метода есть ещё и более «очевидный недостаток». Необходимость в постоянном и относительно близком присутствии квалифицированных людей с очень богатым и разнообразном набором антенн, генераторов и специальных приёмников, которые компактно помещаются в известный всем party van.

И киноштамп о «незаметном», закрытом со всех сторон и одиноко стоящем микроавтобусе — порой не такой уж и киноштамп.

Конечно же, и обычные жучки (то есть передатчики) используют и делают и радиоаматоры, и китайские производители, и приличные фирмы. Тысячи их! (честно — конечно больше. Пишете в гугл любую фразу, которая вам придёт в голову на эту тему, ищете товар на алиэкспрессе, заказываете и ждёте, когда за вами приедут — надо же поднимать национальную статистику раскрываемости). Коммерческий шпионаж — целая «индустрия в сумерках», балансирующая между легальным и строго запрещённым, о которой помалкивают и нарушители приватности, и сами жертвы. Но стоит заметить, что бизнес предпочитает использовать сверхкомпактные диктофоны. Их просто использовать и трудно обнаружить (автору помнится даже билборд с рекламой таких диктофонов от одной известной всем в сфере производства электроники украинской фирмы, одиноко поставленный прямо напротив крупного бизнес-центра. Такое себе таргетирование рекламы, скажу я вам, середины 2000-х) Или вообще использует штатные возможности обычного оборудования. Например, офисная АТС, факс, мобильный телефон или обычная охранная сигнализация часто имеют штатную возможность прослушивания. Ах, а сколько IP камер сейчас доступно для условно свободного просмотра и прослушивания! (Поймите, что содержать настоящий party van и дядек в нем для обычных «любопытных» коммерческих фирм — и дорого, и опасно).

И стоит признать, что использование обычных жучков-передатчиков — часто удел радиоаматоров и рискованных любителей алиэкспресса, так как обычный простой «жучок» уж очень легко себя обнаруживает, особенно если жертва прослушки постоянно контролирует электромагнитное излучение внутри помещения. А с учётом того, что системы SDR сейчас дёшевы и общедоступны, то и организация такого контроля с полосой от десятков кГц и вплоть до 6 ГГц (что, наверно, в состоянии перекрыть диапазон работы почти всех коммерчески доступных «жучков», и профессиональных, и аматорских) доступна любому неленивому человеку.

В свою очередь стоит ещё раз подчеркнуть, что использование метода высокочастотного навязывания и тем более метода высокочастотного облучения — всегда выбор профессионалов. Так как он не нуждается в установке дополнительного оборудования внутри помещения и требует высокой квалификации как для использования, так и для применения контрмер против его использования. Чем и хорош для тех, кто не ограничен ни в средствах, ни в ресурсах и не наказывается за такие действия законом.

Поговорим же ещё о защите. Что же можно противопоставить любопытным чужим ушам?

Вы бываете внутри банков? Работаете в приличных компаниях? Госучреждениях? В общем, живёте обычной жизнью. Но иногда вам надо провести приватную беседу. То есть вы хотите что-то кому-то рассказать, и хотите быть уверенным, что вас не слышат лишние люди. Это обыденная и очевидная и естественная потребность, которая возникает довольно часто. Тут нет никакого шпионско-детективного антуража. Это естественно. Как же это делается профессионально?

Главное — выполняется соответствующая работа с людьми, ограничивается круг лиц, проводится соответствующий инструктаж, подписываются соглашения о неразглашении и т.д. Главный источник утечек — всегда люди.

А лишь затем используются различные технические средства.

Почему, если нужно обеспечить высокую безопасность и комфорт при проведении переговоров — это сложно и дорого? Потому, что современные средства съёма информации довольно изощрённы, легкодоступны и трудно обнаруживаются. Наиболее дорогая и, одновременно, наиболее надёжная схема защиты — создание спецпомещения.

Когда конструируют такого рода помещения, то решают задачу комплексно. Надо исследовать все возможные каналы утечки информации, ослабить или замаскировать возможный сигнал, который может переносить информацию, так, чтобы данные нельзя было обнаружить. Нужно проконтролировать и перекрыть защитой очень большой радиочастотный диапазон (от сотен герц и до десятков гигагерц), высококачественно звукоизолировать само помещение, исключить оптический и инфракрасный способ съёма информации и т.д.

Создание такого помещения всегда дорого. Решают эту задачу дорогие компании, которые имеют дорогую лицензию, дорогой набор оборудования, дорогой персонал, дорогой опыт. И для решения этой задачи они устанавливают дорогие устройства и используют дорогие материалы. Потом ещё на это помещение получают дорогую сертификацию от соответствующей службы, которая занимается государственной безопасностью (если есть на то необходимость).

Обслуживание такого помещение тоже дорого. Нужно постоянно контролировать радиоизлучение, проверять работоспособность систем постановки помех, проверять персонал, проверять посетителей и т.д.

Хотя если нет денег на создание спецпомещения, то можно ограничиться довольно простыми средствами — использовать письмо, маскировать речь акустическим шумом или использовать специализированные, искажающие речь, переговорные устройства (они используют способность человеческого уха и мозга к адаптации и игнорированию шума и искажений). И так далее. Но для переговоров это и неудобно, да и может выглядеть довольно странно в глазах собеседников и, конечно, не гарантирует 100% надёжности. Нормальные люди будут всегда тратить средства на специальные помещения. Естественно, с необходимой и достаточной для них степенью защищённости.

Любителям же делать пустые и громкие заявления. Носите шапочки из фольги. Вы будете чувствовать себя спокойнее. И вас всегда хорошо будет слышно при прослушивании методом ВЧ-облучения. Шапочка из фольги — прекрасный модулятор такого облучения.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.