Перейти к основному содержанию

Бриллиантовая рука: история одной спецоперации

Немного воскресной конспирологии на тему «Бриллиантовой руки»

Фильм «Бриллиантовая рука», как подчёркивали его авторы, построен на реальных событиях. 

То, что про него знают все, — это что Гайдай вставил в самый конец сцену с атомным взрывом и заявил комиссии, что готов вырезать всё, кроме неё. После чего комиссия из принципа вырезала именно взрыв, а всё остальное оставила в целости.

Ну то есть членов комиссии считают идиотами, не знающими принципа «только не бросай меня в терновый куст» и маньяками, вырезающими не то, что надо вырезать, а принципиально именно то, что хочет оставить автор.

Между тем, из фильма было вырезано довольно много — и по делу.

Скажем, фраза про «ваш муж посещает синагогу» (в конечной версии заменили на «любовницу») — и по нынешним временам неполиткорректна, а тогда могла восприниматься от сионизма до антисемитизма, и вырезать её вполне логично.

А за фразу «Партия и правительство остались на второй год» в плохом раскладе могли и посадить, открытый же бунт.

Вопрос — зачем Гайдай вставил взрыв и почему принципиально не хотел его вырезать?

Любому, кто его смотрел в СССР, было понятно, что к реальности он имеет минимальное отношение. Возможно, это создавало дополнительный комедийный эффект.

При этом к съёмочной группе был прикреплён штатный капитан КГБ — что говорит о важности фильма. Он вообще-то не про чекистов, а про милицию — а отношения между этими ведомствами и тогда были широко известны.

Странности начинаются с милиции, занимающейся делом о контрабанде — это исключительная подследственность КГБ.

Ну не ездили экономисты ГИПРОРЫБЫ и манекенщики из дома моды в международные круизы.

Не возили в СССР контрабандой бриллианты (их вообще можно было легально ввозить до 10 кг).

Не пускали в гостиницу вечером мужчин и женщин в один номер. И т.д.

Совершенно очевидно, что все эти события могли происходить только при схватке неких спецслужб, что подтверждается ещё и тем, что ШЕФА и ЛЁЛИКА мы знаем исключительно по кличкам (в отличие от ГЕННАДИЯ ПЕТРОВИЧА КОЗОДОЕВА).

Итак. Очевидно, что смысла для банального теневика ВВОЗИТЬ контрабандой бриллианты в СССР, чтобы легализовать доходы, нет. Для этого вполне можно было купить царские червонцы и найти их в виде клада. Ещё проще было купить выигравший лотерейный билет — это была стандартная и широко распространённая схема. Основной вопрос — чем он мог рассчитаться за бриллианты за рубежом? Но масса дополнительных никуда не девается — как был налажен канал, как согласована сложная операция? Место и время, например. Навигаторов и телефонов тогда не было, а в таких городках и сейчас с ними заблудиться элементарно.

Это всё имело смысл, если операцию готовила иностранная разведка для финансирования своего нелегала в СССР.

Совершенно естественно, что советские спецслужбы, узнав об операции, предприняли контроперацию, которую осуществлял их агент Горбунков С.С. (судя по правительственному ЗИС-110Б, в итоге получивший генерала).

Козодоева вербанули втёмную — он действительно думал, что просто везёт контрабанду.

Но после успешного завершения операции поменялась власть (как раз перед съёмками фильма свергли Семичастного), и вместо очередного фильма про героических чекистов и громкого шпионского дела была поставлена задача оборжать. Взрыв остался просто как напоминание о первоначальном замысле — фильме о разоблачении шпионажа за ядерными секретами. Сюда же можно отнести отсылки к фильмам про Джеймса Бонда, которых советский зритель не видел и понять не мог — зато наверняка оценил узкий круг зрителей (представление «Горбунков. Семён Семёныч», явная отсылка к «Бонд. Джеймс Бонд» — видимо, должна была польстить прототипу). А уж уровень, на котором для съёмки в фильме были выделены американские автомобили 50-х годов — которые США в страны восточного блока не продавали из-за санкций — страшно себе даже представить.

В результате Козодоев получил срок за попытку нападения на инкассатора (что его спасло: валютчиков тогда начали расстреливать, в том числе, и задними числами).

Выйдя, он женился, взял фамилию Крымов по жене (фамилию свою он ненавидел, даже на свободе слово «Козлодоев» приводило его в бешенство, а на лагере с ним совсем тяжело). С помощью заведённых знакомств стал теневым миллионером. Умный, энергичный, ничего не боящийся, в 90-е он стал бы олигархом.

Всё погубила случайная интрижка в Ялте.

Подцепив медсестричку, он пересёкся с местным музыкантом Банананом. Медсестричка ему была нахрен не нужна, у подпольных миллионеров с женщинами в СССР проблем не было. Естественно, никакой ревности к безмоглому музыканту быть не могло.

Но музыкант написал и исполнил в лицо песенку про старика Козлодоева. Это привело Крымова в бешенство, и он велел музыканта зарезать.

А что? Желающие могут погуглить — фамилия Козлодоев встречается только в этих двух местах.

 

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.