Перейти к основному содержанию

Из Техаса с любовью: Американские газовые танки для независимой Польши

Дальше от Москвы. О подписанном контракте на крупные поставки сжиженного газа между США и Польшей
Источник

Впервые текст опубликован на портале Eastbook.eu

Польская нефтегазовая компания PGNiG и американский поставщик СПГ Cheniere подписали исторический долгосрочный контракт на крупные поставки сжиженного газа. Что получат поляки, как это ударит по позициям «Газпрома» и кто кому будет ставить условия?

Всё громче гимн, всё больше бело-красных флагов, всё выше уровень пафоса в речах чиновников. Весь 2018 год Польша празднует столетие обретения независимости. Кульминацией торжеств стал многотысячный Марш Независимости 11 ноября в центре Варшавы, с участием военных на бронетехнике и выступлением руководства страны. В своей речи президент Анджей Дуда призвал всех поляков, независимо от политических взглядов, вместе строить независимую Польшу — самостоятельную, безопасную и материально обеспеченную.

Об энергетической независимости Анджей Дуда говорил ещё за три дня до парада, в присутствии министра энергетики США Джеймса Ричарда Перри, когда руководители государственной нефтегазовой компании PGNiG («Польская нефтяная и газовая компания») и американской Cheniere Marketing International подписывали контракт на долгосрочные поставки сжиженного природного газа (СПГ). Президент Польши назвал этот и другие СПГ-контракты настоящим партнёрством с США и примером настоящей трансатлантической взаимопомощи, сравнив поставки углеводородов с присутствием американских военных.

«Полтора года назад в Королевском замке в Варшаве господин президент Дональд Трамп спросил меня: вы могли бы покупать у нас сжиженный газ? Я ответил: конечно! Естественно, на разумных рыночных условиях», — вспоминал на церемонии подписания Анджей Дуда.

По условиям контракта, поставки начнутся уже в следующем году и продлятся почти четверть столетия. За первые три года Cheniere привезёт в Польшу лишь 0,7 млрд кубометров природного газа (объем после регазификации). Зато в 2023-2042 годах, когда транспортировка заработает во всю мощь, общий объём поставок достигнет 39 млрд кубометров, то есть 1,95 млрд кубометров в год — примерно 1/5 от всего импорта газа. Условия поставки по торговым правилам «инкотермс» — DES (delivered ex-ship), то есть от Мексиканского залива до порта Свиноуйсьце перевозку и страховку оплачивают американцы. Цена самого газа пока остаётся коммерческой тайной.

Как это работает?

Компания Cheniere Energy, размещённая в Хьюстоне, на двух заводах на побережье штатов Техас и Луизиана с помощью экстремально низкой температуры переводит природный газ в состояние жидкости, чем уменьшает его объём в 600 раз, и заливает в специальные суда-газовозы. Газовые танки — резервуары газовозов — построены из металла и вулканического стекла, чтобы сохранить температуру -160°С. Когда газовоз доплывает до порта, на терминале газ переводят из жидкого в естественное состояние, готовят к продаже. Хотя технологии, в которые инвестировал PGNiG, с сентября позволяют также заливать сжиженный газ сразу в автоцистерны и везти топливо на продажу туда, где нет трубопроводов. На сегодня терминал в Свиноуйсьце может обеспечить треть всех газовых потребностей Польши. И эти мощности Варшава планирует увеличить.

Сколько это стоит?

«Условия контракта, в т.ч. конкурентная цена, вполне удовлетворяют PGNiG… А динамично развивающийся мировой рынок сжиженного газа даёт нам возможность выбирать среди лучших предложений в этом сегменте», — заявил при подписании документа глава «Польской нефтяной и газовой компании» Петр Возьняк. По его словам, все контракты, которые польский нефтегазовый оператор подписывает с американскими СПГ-поставщиками, имеют общую особенность: американский газ на 20-30% дешевле российского, стабильно поставляемого по трубопроводу «Ямал-Европа». И это с учётом затрат на разгрузку и регазификацию.

За три года работы терминал в Свиноуйсьце уже принял более 40 газовозов из США, Катара и Норвегии. Как заявлял Петр Возьняк на сентябрьском энергофоруме в польской Крынице, его «Польская нефтяная и газовая компания» реализует стратегию, основанную на диверсификации источников (одновременное развитие многих не связанных друг с другом проектов), и в перспективе готовится поставлять газ в любую точку мира. В эту стратегию входит и добыча из собственных месторождений, и поставки трубой Baltic Pipe из Норвегии через Данию, и игра на спотовом рынке с мгновенной покупкой и перепродажей товара, и запуск плавучего терминала для регазификации уже не в Свиноуйсьце, а в Гданьском заливе, где топливо нужно крупным городам-портам и для транзита далее.

«Без обязательств»

В отличие от поставок по трубам, покупка газа и нефти кораблями не связывает клиента и поставщика намертво. Если продавец по политическим причинам решит закрутить кран, на глобальном рынке углеводородов быстро найдутся другие желающие. А значит, у «энергетической сверхдержавы», как любит называть себя Россия, после развития польских СПГ-проектов будет меньше возможностей для шантажа.

Как и Литва, несколько лет назад запустившая плавучий терминал регазификации FSRU в Клайпеде, Польша не собирается целиком отказываться от поставок российского газа. Варшава готовится на следующих переговорах с Москвой серьёзно сбивать цену на газ с 2022 года, когда истекает срок «ямальского контракта». Теперь «Газпром» не сможет навязать формулу «бери или плати», как 24 года назад. Наоборот, Варшава будет продавливать низкую цену и выгодные условия.

В отличие от американских «сланцевиков», газпромовцы не могут быстро законсервировать скважины, чтобы переждать упадок цен. Газ прёт, его надо или продавать, или сжигать. Новые трубопроводы в Европу или закрывают недостроенными, как «Южный поток», или их постройка замедляется, как в случае «Турецкого потока» и «Северного потока-2». Сжижать излишки тоже непросто: сейчас в России работают только два крупных проекта СПГ: «Сахалин-2» и «Ямал СПГ». Правда, российские СМИ, в том числе РИА «Новости», обещают, что их северные заводы по сжижению газа догонят и перегонят Америку, и вот-вот заработает газопровод «Сила Сибири» и «Сила Сибири-2» в Китай через Алтай.

Вот только под западными санкциями Россия не может напрямую получать передовые технологии нефтегазодобычи, газовикам и нефтяникам тяжело даже ремонтировать вышедшие из строя узлы. В итоге себестоимость кубометра и барреля растёт, а федеральный бюджет скукоживается.

«Подводные камни»

В самой Польше СПГ-проекты с США тоже живо обсуждают и критикуют, хотя цена контракта пока засекречена. Экономисты обращают внимание, что долгосрочные контракты на 20 и 24 года могут стать невыгодными, если спрос на газ резко упадёт. За последние два десятилетия мир сильно изменился, снизилась энергоёмкость производства и выросла энергоэффективность жилых домов, всё большую долю на рынке электричества занимают возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Растёт и производство биогаза из местных ресурсов: бытового мусора, отходов животноводства и пр. Общеевропейская ставка на диверсификацию может сработать против Польши, если цены упадут. С другой стороны, как считают польские эксперты, спрос на газ может вырасти так, как растут цены на электричество. В том числе для использования газа в химической промышленности, как сырья для синтеза полимеров и «чистого» бензина.

Новое дыхание

Чтобы понять, зачем полякам нужно больше дешёвого газа, достаточно в ночь перед Рождеством выйти на улицу, например, Катовиц и вдохнуть воздух полной грудью, впустить в себя пьянящую смесь дымов от угля, дров и просто мусора, который поляки сжигают для обогрева в старых кирпичных печах и современных стальных топках. Пока государственная и европейская программа модернизации городов Польши постепенно переводит домохозяйства на более экологичные газовые котлы, от смога, по данным Европейского агентства по окружающей среде, тут умирает около 46 тысяч человек в год.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.