Перейти к основному содержанию

Донбасс. Документальная история резервации

Ещё не ходили на «Донбасс»? Вот вам несколько причин «за».

Фильм Сергея Лозницы «Донбасс» успел подогреть интерес нашей публики ещё в мае этого года, когда был показан на Каннском кинофестивале. Особенным достижением фильма было обретение приза за лучшую режиссуру в одной из программ фестиваля — «Особый взгляд».

Я искренне надеюсь, что история продолжится, и этот фильм не остановится на «длинном списке» номинантов на Оскар.

Ещё тогда, после Канн, я понял, что хочу посмотреть этот фильм. Более того, как я уже здесь писал в своем материале об опере «Мазепа» в постановке Харьковского театра оперы и балета, русская антиреклама — это самая лучшая реклама.

И вот, 18 октября посольство одного очень гадкого государства в Австралии совершило-таки милую нашему оку и уху вещь — русский пламенный (сами знаете каким местом) привет. Вы наверняка читали это и так же радостно улыбались, как и я.

Цитаты из этой передовицы газеты «Правда» в стиле так любимого мсклями сталинского времени просто прекрасные: «поделка С.В.Лозницы, отвращение, откровенно расистский русофобский подтекст, нацистские традиции. Изображает жителей в виде уродливых, грубых, агрессивных и умственно неполноценных персонажей…. Омерзительная, неприкрыто фашистская мораль».

Согласитесь, ну как после такого не пойти?

Собственно, я нашёл время и наконец посмотрел. Мне понравилось.

Действительно замечательная режиссура и, что особенно приятно, все вот эти разные истории, я бы даже сказал, скетчи из жизни донбасской резервации связываются воедино прекрасными смысловыми и символическими связками-переходами. Кто видел, тот понимает, о чём я.

В фильме прекрасно расставлены акценты, видно, что режиссёр работал больше над картинкой, поэтому важен каждый элемент в кадре. Более того, вся информация и посылы подаются уместно, грамотно и своевременно. Понятно время действия — зима 2014-2015 годов, есть отсылка к обстрелу троллейбуса сепарнёй в Донецке и военного преступления русских прокси против гражданского автобуса в Волновахе. Убедительно и очень тонко показано присутствие россиян и работа их лживых репортёров.

Но!

Сергей Лозница, вы изнасиловали меня и мой мозг за эти два часа фильма. Два часа трэша. Квинтэссенция русского мира.

Невероятно фантастические картины и сюжеты — так бы подумал я, будь я иностранцем. Ни за что в жизни я не поверил бы этому фильму, если бы мне не пришлось быть свидетелем этого всего.

Да-да. Я старался бережно забыть это время, а Лозница залез в чертоги моего разума и памяти, выпотрошил всё, заставив вспомнить то ужасное время.

Я вспомнил этих ужасных и отвратительных ватных советских тёток — самых агрессивных существ на этой планете, которые добивали наших евромайдановцев в марте 2014 года в Харькове.

Я вспомнил эту вакханалию царства пьяных, грязных и вонючих людей, которые распивали водочку на площади, бляха, Свободы в Харькове, а потом кричали «фашизм не пройдёт».

Я вспомнил русский триколор над моим украинским городом.

Я вспомнил всех «народных мэров» и уверенность в своей безнаказанности вчерашних алкашей и бомжей, которые взяли в руки оружие.

Я вспомнил, как родственники в Луганске звонили нам и говорили — «только не переживай, мы в подвале, я позвоню, как всё закончится». А потом я вспомнил, как те же родственники приехали в самое «жаркое» время к нам в Харьков, чтоб переждать и выжить, но потом уехали, так как не смогли бросить дом, пожилых родителей, быт, выстраиваемый десятками лет.

Я вспомнил свой последний киносеанс в кинотеатре «Украина» в Луганске, и сразу вспомнил, что оккупанты переименовали мою Украину в кинотеатр «Русь».

А потом я вспомнил, как в 2015 году та же родственница из Луганска пошла в «правительство» (да-да, в резервации ЖЭК и правительство — это почти одно и то же) выяснять, какого чёрта в её доме так долго нет воды, а местный «батя» при ней достал пистолет и, показывая, какой он благодетель, с пистолетом в руках отдавал «приказ» водопроводчику наладить подачу воды.

Я вспомнил всё.

Их свадьбы.

Их клоунов.

Их «человечность».

Их сострадание.

Их «защитников».

Их кумиров.

Их героев.

Ну, во всяком случае, бройлерфюрер уже таким стал. Дай Бог всем новороссам войти в гриль-пантеон.

Много чего я вспомнил, короче. В итоге, смотреть было больно.

Но, знаете, этот фильм прекрасен. И он может сделать для победы больше, чем всё наше Министерство информационной политики.

И вот тут мы переходим к самому главному — таких фильмов (и не только фильмов) должно быть больше.

Я не устаю повторять, что культура и политика — вещи неразделимые. Наша украинская культура — это стратегический вопрос национальной безопасности. Культура, в том числе, является показателем независимости нации. Обрывая все культурные связи с агрессором и выстраивая свой нарратив, мы приблизим войну к концу и победе. Потому что горячая война может закончиться всегда, но в головах людей должна сформироваться новая ценность — украинская. А это достигается только взвешенной и грамотной культурной политикой.

Культура — это дипломатия. И этот фильм должен быть ориентированным на западную публику. Его должны показывать там. Собственно, поэтому мне кажется, в фильме такой акцент на картинку и такие слабые диалоги.

Логично, что агрессор это понимает. Поэтому и выходят такие высеры — даже в Австралии.

Но, знаете, мы с вами стали свидетелями чуда.

За всеми перлами русского дипломатического драгдилера, что писал текст на странице посольства, всю правду скрыть и исковеркать не удалось. Австралийское солнышко, видимо, пригрело и хочешь-не хочешь, а оговорки прорвались.

Сначала оговорка по Фрейду о русофобии — хотя в фильме нет прямого намёка на россиян. Там это обтекаемо показано.

Но дальше в тексте посольства был первый случай правды в истории современной российской дипломатии! Они пишут, что фильм «выставляет жителей в виде преступного сборища бандитов, воров и алкоголиков, погрязших в грабежах и коррупции».

Да, да и ещё раз да.

Понимаете, именно Россия наполнила наш Донбасс этим безграмотным быдлом, боевиками, террористами и преступниками. Их граждане припёрлись в нашу страну. Россия и её СМИ поощряли люмпенов поднять голову и почувствовать себя, прости Господи, элитой. Причём везде — будь то Харьков, Николаев, Запорожье или Донбасс. Именно Россия и далее поощряет тотальную деградацию граждан на оккупированных территориях.

Везде, где Россия — там преступное сборище воров, убийц и алкоголиков, погрязших в собственном дерьме.

Просто русские не договаривают, что фильм показывает не всех жителей Донбасса, а только «русский мир» во всей его оконченной «красоте».

А фильм был бы просто злой трагикомедией, карикатурой и шаржем, если б это не было горькой и болезненной правдой. Вот она и колет.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.