Перейти к основному содержанию

Скрипаль и Испания. Часть 1

Первая из двух частей материала о связи российской криминальной мафии из Европы и Скрипаля. Здесь же разбираем, откуда взялся Литвиненко

Примечание редакции. Перед публикацией второй части этого текста мы напомним вам первую

После нескольких кампаний парламентских выборов в странах Европы, которые состоялись в последние годы, пророссийское лобби в ЕС только усилилось. Для Украины это означает продолжение и усиление призывов свернуть санкционное давление против Кремля.

Цинизм российских лоббистов, которые заняли высокие посты в правительствах своих стран, сложно переоценить. Поэтому необходимо постоянно напоминать, что сотрудничая с Путиным, вы не просто пренебрегаете тем, что Украина стала жертвой нарушения международных норм. В первую очередь, путинский режим — это банальная гопота, которая уже десятилетиями живет за счёт заказных убийств, подковёрных игр и отмывания преступных денег в странах Европы.

Через полгода после покушения на Сергея Скрипаля в британском Солсбери Национальный суд Испании полностью оправдал 17 подсудимых, в отношении которых испанская прокуратура и спецслужбы работали более 10 лет. Вот так просто взяли и отказались от обвинений в отношении тех, кого целое десятилетие именовали не иначе как «русская мафия».

По словам Александра Гофштейна, российского адвоката, который защищал одного из обвиняемых — депутата Госдумы РФ Владислава Резника, — как такового оправдательного приговора в испанском суде никто не оглашал. Видимо, испанские правоохранители хотели сохранить хотя бы лицо. Испанских адвокатов, работавших на подсудимых, просто пригласили в суд и выдали им документ, который гласил, что теперь их клиенты не являются обвиняемыми.

Вот так бесславно, очередной «победой Путина» над Евросоюзом, закончилась широко разрекламированная спецоперация «Тройка», целью которой было вскрыть схемы отмывания преступных и коррупционных средств российской верхушки в странах Европы.

«Победой Путина» это событие можно назвать хотя бы потому, что любые операции и масштабные системные решения, стороной которых является Россия, так или иначе ведут к российскому президенту. Однако, кроме этого, есть ещё ряд фактов, которые необходимо свести воедино, чтобы увидеть полную картину. Но давайте по порядку…

Операция «Тройка»

Почти 11 лет назад судья Бальтасар Гарсон инициировал расследование, которое только в 2015 году достигло обвинительного заключения объёмом в 460 страниц. Главными объектами изучения испанских спецслужб и правоохранителей стали Геннадий Петров и Александр Малышев, которые, по информации российских журналистов, познакомились ещё в знаменитых «Крестах» — следственном изоляторе города Санкт-Петербурга.

По мнению испанских следователей, Петров и Малышев соответственно представляли интересы тамбовской и малышевской ОПГ. Через некоторое время эти две группировки практически слились в одну и в медиа светились под названием «тамбовско-малышевской». Но такая «братская любовь» возникла не сразу.

Лидером «тамбовских» всегда считали Владимира Кумарина (позже взял фамилию матери и стал Барсуковым). В 1989 году банда «тамбовских», которая только «вставала с колен» (как и одна бандитская держава), устроила масштабную перестрелку с «малышевскими», после которой свыше 70 «тамбовских» оказались под следствием.

Однако с годами бандюки набрали силу и эволюционировали. Буквально недавно Алексей Навальный, отвечая на цирковой вызов на дуэль от главы Росгвардии Виктора Золотова, припомнил ему фотографии с похорон питерского криминального авторитета Романа Цепова, на которых засветился и Владимир Кумарин.

В то время Виктор Золотов выполнял обязанности телохранителя Анатолия Собчака и его дочери Ксении Собчак. Но не будем забегать вперёд.

Дело «российской мафии», о котором испанские медиа трубили с 2008 года, строилось на отдельных фактах о том, что в период с 1996 по 2008 год коммерсанты из Санкт-Петербурга переводили свои активы в Испанию, чтобы отмыть криминальные деньги.

Список подозреваемых, который потом был также отражён в документе о прекращении уголовного преследования, практически не содержит знакомых или резонансных фамилий.

Однако, с высокой долей вероятности можно предположить, что некоторые из фамилий подсудимых или их подельников могли быть известны Сергею Скрипалю.

Испанский период российских разведчиков

28 сентября 2018 года британский журналист Марк Урбан рассказал о своей новой книге The Skripal Files, опубликованной издательством Macmillan 4 октября, на страницах Daily Mail. В статье Урбан кратко описывает содержание своей книги. В частности, упоминает, что после развала Союза офицер ГРУ Сергей Скрипаль настолько разочаровался в своей службе, что хотел уволиться. Однако ему не дали этого сделать и отправили на должность секретаря посольства по науке и технике в Мадрид, куда он попал в сентябре 1993 года.

Именно там, по словам Марка Урбана, который длительное время интервьюировал Скрипаля, российский военный разведчик попал в поле зрения британской МИ-6. А уже ближе к концу длительной командировки офицера ГРУ, в 1996 году, представитель британской разведки осуществил вербовочный подход, который оказался удачным.

Возможно страницы книги Марка Урбана приоткроют нам больше информации о Скрипале, но и так можно сделать вывод, что профессиональный разведчик ГРУ в Испании работал над сбором и анализом информации именно в тот период, когда представители бандитского сообщества Санкт-Петербурга, да и всей России, строили свои схемы по отмыванию в европейской стране денег, добытых преступным путём.

Был ли он осведомлён об этих процессах?

Авторы большой статьи о Сергее Скрипале — Майкл Швиртц и Эллен Барри, которая вышла на сайте The New York Times 9 сентября 2018 года, считают, что был.

По их словам, Скрипаль неоднократно ездил в Испанию, где контактировал с местной разведслужбой CNI. Испанская разведка CNI активно участвовала в расследовании и уголовном процессе над «тамбовской» группировкой. Её офицеры даже давали свидетельские показания. А самого Скрипаля отравили в середине судебного процесса в Мадриде, который начался 18 февраля, а закончился в апреле 2018 года.

Таким образом, абсолютно неудивительно, что журналисты тут же связали такие имена, как Скрипаль, Литвиненко (который также был отравлен полонием уже тогда, когда билет в Мадрид лежал в его кармане) и Владислав Резник (депутат Госдумы и бывший успешный предприниматель из Санкт-Петербурга, в компании которого работал Дмитрий Медведев).

Тем более что во время уголовного процесса то и дело всплывали материалы и словечки, которые вели непосредственно к Владимиру Путину и его ближайшему окружению.

Откуда взялся Литвиненко

11 сентября 1998 года премьер-министром России назначают Евгения Примакова. Это было тяжелейшим решением для «семьи» Ельцина, которая фактически управляла страной вместо больного президента. Однако для сохранения хоть какого-то баланса необходима была независимая фигура. В особенности после того, как 17 августа 1998 года премьер-министр Сергей Кириенко (который сегодня является первым заместителем главы АП РФ) объявил о дефолте Российской Федерации.

Кстати, впоследствии различные исследования причин дефолта, среди прочего, указали на то, что успешный бизнесмен и близкий человек «семьи» Борис Березовский также приложил руку к финансовому краху, активно занимаясь спекуляциями на рынке государственных краткосрочных облигаций РФ.

В тот момент, когда Примаков стал премьер-министром, Борис Березовский уже полгода как занимал должность исполнительного секретаря СНГ, что, по сути, было достаточно декоративной, дипломатической должностью. Однако, по словам самого премьера, Березовский очень хотел быть «серым кардиналом», что, конечно же, для разведчика Примакова было абсолютно неприемлемо.

Первое, что сделал Примаков, получив должность, — неофициально пригласил всех руководителей спецслужб и попросил их о поддержке и сотрудничестве в деле наведения порядка с хищениями в экономике (одним из них был и Владимир Путин). На экономическом форуме в Давосе он обмолвился о своей жёсткой политике в отношении экономических преступлений, что вызвало истерическую реакцию Бориса Березовского, критиковавшего премьер-министра открыто и на камеру.

И вот, когда конфликт между Примаковым и Березовским уже вошел в публичную фазу, 17 ноября 1998 года подполковник ФСБ Александр Литвиненко и несколько его «коллег» провели в информационном агентстве «Интерфакс» достаточно комичную пресс-конференцию, на которой было объявлено, что руководство ФСБ заставляет их совершить покушение и убить Бориса Березовского, с которым Литвиненко, по его собственным словам, был знаком с 1994 года.

На пресс-конференции «офицеры» сидят в чёрных очках (а один в «балаклаве» а-ля Семён Семенченко), якобы для выполнения правил конспирации.

Когда конфликт зашёл в тупик, в начале февраля 1999 года спецслужбы с обысками врываются в компании «Аэрофлот» и «Сибнефть», которые расценивались как «кормушки семьи». Пока Ельцина не выпускают из больницы, Примаков обещает «усиление борьбы с преступностью и коррупцией», после чего Березовский начинает контратаку в публичном пространстве, на что немедленно получает ответку. Ельцин начинает процедуру его смещения с должности секретаря СНГ, а Примаков уже откровенно поносит на камеру.

Вслед за пресс-конференцией, на которой Литвиненко в открытую выступает против руководства спецслужбой, появляется ещё одно видео, на котором так называемый журналист Сергей Доренко (который не раз признавался в работе на Березовского) якобы интервьюирует офицеров Управления по разработке и пресечению деятельности преступных организаций (УРПО) ФСБ.

На видео Доренко говорит, что оно снято ночью 20 апреля 1999 года, однако подтверждений этому нет. Вместе с ним в кадре сидят: начальник 7-го отдела (отдел по борьбе с бандитизмом) УРПО ФСБ подполковник Гусак Александр Иванович, замначальника 7-го отдела УРПО ФСБ подполковник Литвиненко Александр Вальтерович и старший опер 7-го отдела УРПО ФСБ майор Понькин Андрей Валерьевич.

Интересно, что многие сотрудники УРПО ФСБ, упомянутые в этом видео, фигурируют в списках центра «Миротворец» как участники боевых действий и военных преступлений в Чечне.

Наиболее активно на видео ведёт себя Литвиненко, улыбаясь и охотно рассказывая о том, как его коллеги и источники в разное время говорили ему, что «Абрамыча хлопнут» (убьют Березовского).

Кроме того, офицеры на камеру рассказывают об указании руководства совершить похищение младшего брата Умара Джабраилова — Хусейна, с целью вызволить своих коллег из чеченского плена, добившись выкупа у семьи.

Сами Умар и Хусейн Джабраиловы — достаточно известные личности. Умар баллотировался в президенты России, а Хусейн — в президенты Чечни. До 2017 года Умар был членом партии «Единая Россия» до того момента, пока его не выгнали за стрельбу из пистолета в гостинице Four Seasons.

Следует особо отметить, что в своих видео-интервью офицеры УРПО ФСБ говорили о руководителях спецслужбы достаточно высокого уровня, однако о Владимире Путине в этих видео не упоминается. Это вызывает интерес, так как Путин возглавил ФСБ за два месяца до назначения Евгения Примакова премьер-министром — 25 июля 1998 года. Это означает, что все активности «разведчика» Примакова в плоскости безопасности должны были, как минимум, сопровождаться информированностью «разведчика» Путина. В том числе и такой демарш, как пресс-конференция офицеров госбезопасности.

Продолжение следует…

В следующей статье мы расскажем подробнее об УРПО ФСБ и его сотрудниках.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.