КомментарийПолитика

Что это ООН?

Почему Трамп ничего не сказал о России на Генассамблее ООН, и почему российские госСМИ рано этому обрадовались

Этот материал вышел в номере № 108 от 1 октября 2018
Читать
Что это ООН?
Фото: Reuters
Дональд Трамп снова подтвердил статус главного шоумена планеты, поразив присутствующих своей речью на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций. Первый американский президент, над которым смеялись в зале ООН, — так теперь пишут американские и мировые СМИ.

«Раньше американские президенты определяли повестку этого форума, теперь Трамп вызвал смех», — написал старший помощник по нацбезопасности президента Обамы Бен Родс, работавший над текстами посланий в ООН 44-го президента. В 2009 году в своей первой речи в ООН Обама призвал международное сообщество к глобальному сотрудничеству и переходу к дипломатии взамен военных решений конфликтов. В 2018-м Трамп похоронил глобализм, объявив курс на патриотизм. Или, как говорят политологи, — вместо глобализации суверенизация.

Сдержанный, но дружный смех в зале вызвало заявление американского президента о том, что менее чем за два года возглавляемая им администрация сделала больше, чем любая другая в американской истории.

Услышав смех, Трамп виду не подал: «Я не ожидал такой реакции, но все Ок».

Дальше смеялись уже громче, вместе с ним. «Это невероятное хвастовство, по сути, очень странное. Печальный момент для американского руководства», — мнение Никласа Бёрнса, высокопоставленного дипломата в администрации Буша-мл.

«Смеялись не надо мной, а вместе со мной, — заявил позже Дональд Трамп: — Люди получают удовольствие, слушая меня».

«ООН для внутреннего пользования»

Обозреватели дружно отметили, что речь 45-го президента США была адресована как будто не мировому сообществу и лидерам стран, а американским избирателям из «ржавого» или «библейского» поясов Америки, собравшихся на митинг в бейсболках и ковбойских шляпах с ленточками «Сделаем Америку снова великой».

Поэтому зал и захихикал, когда президент обратился к ним с отчетом о проделанной работе: создано 4 миллиона новых рабочих мест, снижены налоги, безработица на рекордно низком уровне за последние полвека, рекордные 716 млрд долларов выделены на оборону.

Потом американский президент стал говорить о мировых проблемах.

Мир по Трампу — глубоко несовершенен. Даже ближайшие союзники и партнеры норовят воспользоваться дружбой с Америкой, но не делятся.

Список тех, кого Трамп похвалил в своей речи, короток и необычен: Индия, Саудовская Аравия, Израиль и Польша — страны с самобытной культурой, своим пониманием патриотизма и твердой приверженности к независимости.

США вышли из ряда организаций ООН, которые, по словам Трампа, критикуют Америку и не защищают интересы американцев. А именно: США теперь нет в Совете ООН по правам человека и Международном уголовном суде. Кроме того, американский президент недоволен ОПЕК и другими экспортерами нефти, поддерживающими высокие цены. Недоволен и Всемирной торговой организацией, не способной, по его мнению, эффективно наказать недобросовестных торговых партнеров — прежде всего, КНР.

«Мы никогда не поступимся американским суверенитетом в угоду никем не избранной, никому не подотчетной глобальной бюрократии», — заявил президент США. И далее последовала фраза, которую процитировали во всем мире:

«Мы отвергаем идеологию глобализма, мы принимаем идеологию патриотизма».

«Трамповский подход к международным делам, как у учащегося средней школы. Он делает нашу страну слабее, менее способной оставаться мировым лидером. Именно международные институты в последние 70 лет истории защищали интересы Америки больше, чем кто-либо еще. Выполнение международных обязательств увеличивает влияние Америки. Это и есть патриотизм», — написал бывший посол США в Израиле Дэниэл Шапиро.

Главной мировой злодей у Трампа — «коррумпированная диктатура» Ирана.

И международное сообщество обязано, по мнению президента, поддержать политику США в изоляции и экономическом удушении иранского режима — главного рассадника терроризма на планете. От Трампа досталось также Венесуэле и ее спонсорам — кубинского режиму. Трамп вообще объявил, что социализм, как и коммунизм, несут миру только страдания, коррупцию и распад.

Иран: все нельзя, но все можно

Как выживать под санкциями и в изоляции. Репортаж из нашего возможного светлого будущего

Реакцию делегатов из Швеции, где построена успешная скандинавская модель социализма, телекамеры не успели отразить. Зато весь мир наблюдал иронию на лицах представителей Германии, которых Трамп предупредил: если не измените курс, станете полностью зависеть от российских энергоносителей. Германии Трамп противопоставил Польшу, которая хочет строить Балтийскую магистраль — альтернативу «Северному потоку — 2», чтобы «Европа не зависела от российских энергоносителей». Это, кстати, единственное упоминание о России в речи Трампа.

Ни слова о Крыме, Донбассе, деле Скрипалей, наконец, об американских санкциях и т.д. Что вызвало бурную и одобрительную реакцию на российских федеральных телеканалах.

«Любимчиком Трампа» в этом году стал лидер КНДР Ким Чен Ын, которого год назад президент США назвал «человеком-ракетой» и обещал «отправить в ад». После саммита в Сингапуре северокорейский диктатор превратился (как тыква в карету) в «смелого политика» — за обещание прекратить ядерные испытания и превратить Корейский полуостров в безъядерную зону. Это лишь декларации, но для американского президента — свидетельство «умной, великолепной» дипломатии. На следующий день Трамп сообщил, что получил два «чудесных письма» от корейского лидера и анонсировал второй саммит с Ким Чен Ыном.

Госсекретарь Майк Помпео тем временем отправится в Пхеньян для его подготовки. Одновременно Трамп заявил, что сроки не важны и санкции против КНДР он отменять не собирается. Президент США похвастался, что его политика позволила освободить из северокорейских застенков четырех американских граждан без всякого выкупа (Обама, по его словам, был готов заплатить $1,8 млрд) и предотвратила глобальную войну с миллионными жертвами.

«Получилось» с КНДР — получится с Ираном. Хотя выход США из иранской «ядерной сделки» не поддержал никто из союзников Америки и остальных стран — участниц соглашения. Макрон, Эрдоган, Лавров, Рухани и др. с трибуны ООН осудили выход США и введение односторонних санкций. Но Трамп в ответ на пресс-конференции выдал цитату, как для учебников истории:

«Не важно, что мировые лидеры думают об Иране, Иран вернется ко мне, чтобы заключить сделку… А может, и нет. Это — сделки. Вы никогда точно не знаете заранее».

Далее был неожиданный пассаж — сразу после резкой критики иранского режима Трамп поблагодарил Иран, Сирию и Россию за отказ от масштабного наступления в провинции Идлиб, где проживает 3 миллиона человек и базируются 35 тысяч террористов. По словам Трампа, это было сделано по его «настоянию и просьбе».

Химический Асад и его московские друзья

В сирийском Идлибе готовится зачистка последней зоны «деэскалации»

Пока критики говорят, что в своей речи президент США в очередной раз «оскорбил союзников и принизил значение ООН» (оценка издания Bloomberg), сам хозяин Белого дома демонстрирует иную систему ценностей, согласно которой прежние союзники как бы не в счет. Главный критерий для принятия решений — сиюминутные торговые сделки, экономическая и финансовая выгода.

Трамп заявил на пресс-конференции в Нью-Йорке, что его пребывание на Генассамблее было чрезвычайно успешным, потому что заключено выгодное торговое соглашение с Южной Кореей, начались аналогичные переговоры с Японией, ранее достигнуто «справедливое соглашение с Мексикой».

Все оценивается по шкале «Америка прежде всего»: Германия — плохая, Польша — хорошая, Мексика — хорошая, Канада — плохая — все измеряется деньгами.

Трамп, например, заявил, что отказался встречаться с канадским премьером Джастином Трюдо, на что канадцы ответили информацией о том, что никто о встрече и не просил. Аналогичный вброс касался и президента Ирана Роухани.

Китай вместо России

Кроме Ирана Трамп больше всего критиковал Китай, который, по его словам, на протяжении десятилетий вел «нечестную торговлю» и потому торговый дефицит США достиг 13 триллионов долларов. И Трамп объявил Поднебесной торговую войну. Дальше больше —

президент США объявил, что Китай вмешивается в ход промежуточных ноябрьских выборов — не Россия, о которой говорили главы американских спецслужб, а Китай?!

Обвинение было немедленно отвергнуто Пекином. На пресс-конференции Трампа просили привести доказательства, и американский президент сказал, что они у него есть, но что-либо конкретное говорить журналистам не стал. «Я уважаю президента Си, считаю его своим другом, но не знаю, продолжает ли он быть моим другом», — сказал президент.

«Они [китайцы] пытаются убедить людей пойти против Дональда Трампа. Потому что обычный политик, который не понимает, что, черт возьми, делает этот Трамп, позволит Китаю продолжать получать 500 миллиардов долларов в год от нашей страны и на эти деньги строить свою страну». «Обычными политиками» Трамп с иронией называет своих предшественников, не ссорящихся с Китаем на виду всего мира из-за торговых пошлин и технологического шпионажа. Права человека в список претензий Трампа не входят.

Обвинение прозвучало громко. Ситуацию пытался разрулить госсекретарь Майк Помпео. На вопрос CBS News о вмешательстве России в выборы бывший шеф ЦРУ заявил: «Я не сомневаюсь, что у русских есть все намерения сделать жизнь трудной для каждого американца. Это продолжается десятилетиями, поэтому американский народ должен знать, что правительство США активно работает над тем, чтобы Россия, Китай, Иран, Северная Корея — все те, у кого есть злые намерения в отношении Америки, — не имели возможности существенно вмешаться в американские выборы».

Россия в который раз стала своеобразной фигурой умолчания для Дональда Трампа. На фоне выступлений в ООН британского премьера Терезы Мэй, украинского президента Петра Порошенко, главы Франции Эмманюэля Макрона, обвинявших российские власти каждый по своему поводу, от Трампа — ни слова осуждения. После встречи с израильским премьером Нетаньяху Трампа спросили, собирается ли он разговаривать с Путиным по поводу возникшей напряженности в отношениях России и Израиля, но президент был лаконичен: «Я поговорю с ним, если это будет уместно и когда это будет уместно». По поводу поставок российских ракетных установок С-300 в Сирии он сказал: «Я об этом не знал. Мы обсудили это только две минуты тому назад. Надо посмотреть».

Как сбили Ил-20

Инженер-разработчик РЛС предоставил «Новой» свой анализ обстоятельств гибели российского самолета-разведчика

А на пресс-конференции президент США вновь жаловался журналистам на их предвзятый подход к его работе, в том числе в оценке его саммита в Хельсинки.

«У меня была отличная встреча с президентом Путиным. А написали: «Он был слишком мягок с Путиным». У меня была отличная встреча, она длилась два часа, мы обсудили все: Украину, Сирию и защиту Израиля. Отличная встреча, а они хотели, чтобы это закончилось боксерским поединком. И знаете что?! Если бы я был с ним убийственно жестким, сказали бы: «Он слишком жесток». С этими людьми (журналистами) невозможно выиграть, можно только продолжать свое дело. Мы его продолжаем, и отлично получается».

«Давай убьем его к чертовой матери!»

В книге «Страх. Трамп в Белом доме», которая увидит свет 11 сентября, утверждается, что президент США «заказал» убийство президента Сирии

Можно снова воскликнуть: «Трамп все же наш!», бросать в воздух чепчики и распивать в Думе шампанское, вывесив на служебную машину американский флаг, но

мешает одно обстоятельство: неотвратимость новых американских санкций.

За Скрипалей и химоружие, за Крым и за Донбасс, за хакеров и троллей. То, о чем Трамп знал, но предпочел не говорить с трибуны ООН.

Россия стала темой повестки для промежуточных выборов в конгресс (когда такое было?). Контакты с русскими, как и накануне президентских выборов два года назад, стали слишком токсичными в глазах конгресса, СМИ и блогосферы — «себе дороже», наверное, рассуждают в администрации.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow