Военный коммунизм с Венесуэлой пополам

Антон Швец

Это Антон и это лонгрид. Устраивайтесь там поудобнее.

Вас там уже успели порадовать, что к нам МВФ прилетает, и Гройсман, деваться некуда, повысит тарифы на газ и, в общем, у нас торжество капитализма, да? А вопросы вы себе не задавали, а как так вышло, что у нас при рыночной системе Кабмин повышает не норму прибыли, а тарифы?

А это очень занятная история, и сейчас я вам расскажу, как мы в ней оказались, и почему мы достали, например, европейцев, и они теперь нам могут штрафные санкции влепить после окончания расследования.

Ну, вот слушайте, и для начала вам пример.

Буквально несколько лет назад руководство и фанаты Венесуэлы с гордостью говорили, что в Венесуэле для граждан коммунальные услуги, электричество и бензин почти бесплатные. И это преподносилось как пример беспредельной заботы мудрейших вождей о венесуэльском народе, которому компенсировали разницу между рыночной стоимостью ресурсов и копеечной. Но социализм, как вам известно, не работает. Всеобщее субсидирование цен на бензин убило экономику и нефтепереработку Венесуэлы. Теперь страна, имеющая 18% мировых запасов нефти, настолько обнищала, что в ней нет денег, даже чтобы напечатать деньги. Бензина тоже нет. Пример более чем очевидный.

А теперь к нашим смерекам.

1 октября 2015 года начал действовать «Закон про ринок природного газу», который должен был развить наш газовый рынок и более менее начать его синхронизировать с европейским. В этом законе (статья 11) была заложена вполне европейская норма про Покладення Спеціальних Обов’язків (ПСО, запомните это слово) на субъектов газового рынка.

В чем европейская суть этой нормы?

Ну, например, вы – маленькая, но гордая, Литва, и хотите стать независимыми от Газпрома. И делаете себе терминал по приему сжиженного газа в Клайпеде. Так как сжиженный газ все еще дороже трубопроводного, вы принимаете ПСО для субъектов рынка газа на 10 лет с требованием, грубо говоря, выкупать все объемы ввозимого LNG газа, а разницу в цене для субъектов рынка компенсируют из бюджета.

Вроде как все логично, рыночно, защищает национальные интересы, и в нашем случае звучит это так:
«1. З метою забезпечення загальносуспільних інтересів у процесі функціонування ринку природного газу на суб’єктів ринку природного газу у виключних випадках та на визначений строк можуть покладатися спеціальні обов’язки в обсязі та на умовах, визначених Кабінетом Міністрів України після консультацій із Секретаріатом Енергетичного Співтовариства.
Такі обов’язки мають бути чітко визначеними, прозорими, недискримінаційними та заздалегідь не передбачати неможливість їх виконання.»

Как это у нас интерпретируется?

В тот же день, когда вступил в силу закон о газе, принимается 758-е постановление Кабмина, которым вводится ПСО. Ни к какому новому формату рынка такие ПСО не приводят, а фактически закрепляют печально известный механизм двух цен на газ.

ПСО по 758-й постанове Яценюка и последующей точно такой же 187-й постанове Гройсмана обязывают Укргазвыдобування и Черноморнафтогаз весь свой добытый газ, кроме того что они потребляют для собственных нужд, по фактически фиксированной цене продавать Нафтогазу, а Нафтогаз обязан опять же по фиксированной цене передать облгазсбытам, которые должны поставить его бытовым потребителям и тепловой генерации (теплокоммунэнерго – ТКЕ). А если Нафтогазу не хватит газа собственной добычи, то он обязан импортировать газ за баксы по рыночной и продать его опять же по фиксированной цене за гривны.

Знаете что это?

Это продразверстка, обычная всратая советская продразверстка. Военный коммунизм с Венесуэлой пополам.

Естественно, постановление сделано с нарушением закона. Ни о какой исключительности, как сказано в законе, речь не идет – обязательства действуют с первого дня введения закона в действие и по сейчас. Это не исключительное состояние – это обычное состояние. Ни к какому новому формату рынка мы не идем – Кабмин просто боится ввести рыночный формат. Ни о какой прозрачности речь не идет – мы не знаем, сколько по факту у нас субсидиантов, сколько обычных потребителей, а сколько мертвых душ. Ни с каким Секретариатом мы ничего не согласовали – Секретариат ведет в отношении Украины расследование по факту ПСО. Ни о каких конкретных сроках речь не идет. Ладно еще 758-ая постанова действовала с 1.10.15 по 1.04.17, а вот Гройсман устроил настоящий цирк на дроти и его 187-ая постанова действовала с 1.04.2017 до 1.04.2018, потом он ее продлил до 1.06.2018, потом продлил до 1.08.2018, а теперь и до 1.09.2018. И еще раз продлит – МВФ прилетает 6 сентября.

Ну, и самое главное, недискриминационность – то есть компенсации. Кабмин забыл их рассчитать, и потому вот уже три года весь этот праздник записывают на счет Нафтогаза. По расчету самого Нафтогаза, общий долг по компенсациям – 111 миллиардов гривен. Вот смешно, все обвиняют Нафтогаз в повышении тарифов, а он он тем временем оплачивает их сохранение на низком уровне. Осознайте сумму. СТО ОДИННАДЦАТЬ МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН.

Чем плох механизм двух цен? Это социализм, вот чем он плох. Ну, с чисто экономической точки зрения ПСО убивает государственную газовую добычу венесуэла стайл. Зачем Укргазвыдобуванню рвать задницу, если все равно все идет по фиксированной цене, которая сейчас В ДВА РАЗА НИЖЕ РЫНОЧНОЙ. Кроме того, механизм двух цен посылает неправильные ценовые сигналы и потребителям – это мешает как развитию альтернативных видов топлива, так и энергоэффективности (открытые форточки в отапливаемых квартирах).

Почему открытые форточки? Правильно. Потому что хищения. Это же социализм.

До ПСО был так называемый механизм гарантованного постачальника. Те же самые две цены, но в другой обертке. Самое известное дело о хищениях – Новояворовская и Новораздельская ТЭЦ. Как тогда, так и сейчас, Нафтогаз обязан поставлять предприятиям теплогенерации по запросу газ в указанных ими объемах для отопления. Братья Дубневичи получали по 50-60 миллионов кубов льготного газа вместо 10-12 необходимых. Из него они генерировали электроэнергию, ее продавали на рынке. Там настолько тупая схема, что ее смогло расследовать даже НАБУ – 1,4 миллиарда гривен за пару лет, вот какие у нас хищения по двойной цене всего в двух ТЭЦ.

Как видите, для получения большего количества газа предприятиям ТКЕ выгодно завышать потребление, в нем легче спрятать свой маленький гешефт. И потому форточки, потому и топят как на убой.

Сколько на самом деле субсидиантов и вообще пользователей подключено к распределительным сетям облгазов, знают только облгазы – это тайна за семью печатями во второй бухгалтерии. Облгазы тоже заинтересованы завышать потребление и рисовать мертвые души, чтобы списывать левый газ.

После того, как Нафтогаз вернул себе контроль над Кировоградгазом, там раскрыли схему с мертвыми душами, созданными менеджментом облагаза – на них списывали газ как якобы потребленный, потому что газ бытовым пользователям по ПСО обязаны поставлять, и цена него фиксированная и в два раза меньше рыночной. На эту дельту Фирташ с Бойко и живут.

Весь украденный газ опять таки поступает на рынок (теневым образом минусуя белое потребление), внося еще большую сумятицу в ценовые сигналы.

Нафтогаз пока держится, но сколько так будет продолжаться, пока не наступит Венесуэла, no one knows. Потому что Фирташу не только выгодно завышать потребление в денежном смысле, но в и политическом – он хочет, чтобы мы сломались и опять пришли за “дешевым газом” к России.

Но это все была присказка, просто чтобы вы понимали фишку и напоминали Владимиру Борисовичу, что МВФ близок.

А вот теперь хреновая сказка. По настоящему хреновая.

Тот самый Секретариат Энергетического сообщества, очень влиятельная организация, пришел к Кабмину и сказал:

“Смотрите, вы тут обещали рынок газовый развивать, но у вас ПОЛОВИНА потребления в стране (11млрд бытовые + 5-6млрд ТКЕ из ~30-35 в общем) идет через нерыночную цену подающую неверные ценовые сигналы.
И ваш ПСО не тот ПСО, который нам нужен, потому что он не в исключительных случаях, не на фиксированный срок, а его цель не развитие рынка, а бесконечный паллиатив ваших падающих рейтингов.
И значит ваш, дорогая Украина и Кабмин, ПСО никакой не ПСО, а то, что в вашем же украинском законе “Про державну допомогу суб’єктам господарювання” называется государственной помощью. Потому что хрен бы иначе у вас газсбыты имели такой рынок сбыта, если бы УГВ и Нафтогаз не нагнули газ по цене в два раза ниже рыночной продавать. И согласно этому же вашему закону ваша государственная помощь под видом ПСО незаконна, так как законная госпомощь должна проходить под чутким контролем антимонопольного.”

Как видите, вопрос для европейцев вообще не в ценах на газ. Вопрос в принципе. МВФ может прогнуть Гройсмана на любую цену, но это не снимет требования Секретариата энергосообщества.

И потому вот вам от Секретариата расследование по вашему ПСО. А когда оно закончится Секретариат обратится к ЕС с просьбой помочь отменить нашу нерыночную практику, а если мы будем упираться (а Гройсман будет упираться, он уже кидал МВФ по теме, например), то нам впаяют штрафные санкции. Я не знаю, какие они будут, потому что это зависит от практики ПСО в других странах, входящих в Энергетическое сообщество.

Но если начнутся штрафные санкции от ЕС к Украине за газ, то какой цирк из этого сделает Газпром и его немецкие друзья в Европе, представить несложно. И кто же это такой умный у нас довёл страну до расследования с перспективами влететь по результатам этого расследования? А это Владимир Борисович Чавес и брат его Владимир Борисович Мадуро довели. А что же этот мудрый государственный муж планирует по этому поводу делать? Возможно, он как-то собирается внедрять альтернативные механизмы? Целевая монетизация субсидий, например? Программы энергоэффективности? Прямые контракты?

А он не может. Потому что для того, чтобы что-нибудь внедрить, надо его сначала разработать. А никаких цивилизованных механизмов у Кабмина вместо продразвёрстки не разработано. Всеобщее субсидирование в формате ПСО является на данный момент у нас единственным разработанным механизмом, и ни о каких его заменах речь не идёт, и мысли никакие в голове ни у Чавеса, ни у Мадуро, ни у Гройсмана не шевелятся. Все о чем они готовы и могут думать – движение цены по ПСО. Всё.

ПОТОМУ ЧТО ОНИ НЕ В СОСТОЯНИИ ЖИТЬ ДАЖЕ ПО ТЕМ ЗАКОНАМ И ПОСТАНОВАМ, КОТОРЫЕ САМИ ПОД СЕБЯ И НАПИСАЛИ.

Возвращаемся в начало. Бла-бла-бла «у процесі функціонування ринку природного газу на суб’єктів ринку природного газу у виключних випадках та на визначений строк» бла-бла-бла.

Исключительный случай уже наступил – нам гайки, и сначала нас трахнет Секретариат, а по результатам секса с ним над нами нависнет Газпром и оттопчется за все годы причинённых ему унижений. Оставшийся вызначеный срок нужен именно для того, чтобы разработать нормальный, цивилизованный, европейский механизм вместо альтернативного, ублюдочного, советского социалистического венесуэльского ПСО.

ТАК РАЗРАБАТЫВАЙТЕ СРОЧНО, ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ.

А если не умеете, так спросите тех, кто умеет. В ближайшее время я расскажу, как можно все сделать. А пока репист.