Перейти к основному содержанию

Ударят ли США по КНДР?

Если вас интересует вопрос корейского ракетного кризиса, а так же мнение Китая на этот счёт — этот текст для вас.

Примечание редакции. Хотите узнать китайскую точку зрения на корейский ракетный кризис? Тогда вот вам колонка с Project Syndicate. Автор — Миньгао Жао, политолог нескольких пекинских институтов и член китайского Национального комитета Совета по сотрудничеству и безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе.

В северокорейском вопросе терпение Дональда Трампа подходит к концу. Используя резкие речевые обороты, необычные для президента США, Трамп недавно заявил, что если Пхеньян вновь попытается лезть к США с угрозами, Вашингтон ответит «невиданным огнем и яростью». Какое бы решение Трамп ни принял, он должен отдавать себе отчёт в том, что ставки — и речь не только о Корейском полуострове, но и об американо-китайских отношениях — чрезвычайно высоки.

Два испытания северокорейских межконтинентальных баллистических ракет, проведённые в прошлом месяце, свидетельствуют, что страна теперь обладает возможностью поразить континентальную территорию США. Разведуправление Министерства обороны США заключило, что КНДР уже разработала миниатюрную боеголовку, которая могла бы быть закреплена на такой ракете. Эксперты Университет Джона Хопкинса ожидают шестое ядерное испытание в любое время.

Совбез ООН единогласно принял самые жёсткие санкции против КНДР в надежде заставить страну отказаться от своей ядерной программы. Резолюция налагает запрет на северокорейский экспорт угля, железа, железной руды, олова, оловянной руды и морепродуктов, которые вместе составляют треть от и без того скромного экспорта страны, составляющего $3 миллиарда. Он также запрещает странам выдавать северокорейским рабочим новые разрешения на трудоустройство, поскольку есть подозрение, что их переводы помогают финансировать ядерную и ракетную программы.

Впрочем, санкции, похоже, пока что не несут ожидаемого эффекта. Северная Корея угрожает «отомстить США тысячекратно» — включая нанесение удара по американской территории Гуам на западе Тихого океана — и подтвердила, что ни в коем случае не собирается сдавать свой ядерный арсенал. А на недавно завершившемся региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Маниле министр иностранных дел КНДР Ли Ён Хо заявил, что КНДР не пойдет на переговоры по своей ядерной и ракетной программам, пока США не прекратит «свою враждебную политику».

США тоже заняли упрямую позицию. На недавних слушаниях Комитета по иностранным делам Сената действительный помощник госсекретаря по Восточной Азии Сьюзан Торнтон подчеркнула уверенность администрации в том, что никакие переговоры не заставят КНДР отказаться от своей ядерной программы, даже если бы речь шла о серьёзном экономическом выигрыше. «Мы не будем торговаться в ходе переговоров», — добавила она.

Вместо этого США активно закручивают гайки международной изоляции вокруг Пхеньяна. Администрация Трампа попыталась уговорить Филиппины не приглашать КНДР на форум АСЕАН и давит на Мьянму, дабы последняя прекратила военное сотрудничество с КНДР.

США были боле успешны в уговаривании Австралии, ЕС, Японии и других своих союзников ввести санкции против Северной Кореи. По словам Федерики Могерини, высшего представителя ЕС по международным делам и политике безопасности, ЕС рассматривает дополнительные меры, включая снижение торговли и финансовых операций. Японское правительство решило расширить запрет на повторный въезд северокорейских чиновников, а также заморозить счета компаний и лиц, связанных с ядерной и ракетной программами страны.

Но США ставят не только на санкции. Министерство обороны страны уже огласило, что председатель Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд и глава Тихоокеанского командования Гарри Гаррис переговорили по телефону с южнокорейским коллегой, генералом Ли Сун Джином, обсудив возможность военного ответа на новые запуски. Более того, американские, японские и южнокорейские войска провели ряд совместных учений, включавших и стратегические виды вооружений, как бомбардировщики B-1B. Сигнал был дан чёткий: США готовы к бою, если до этого дойдёт.

Разумеется, лучше всего было бы этого избежать — и даже в администрации Трампа это хорошо понимают. Но для этого потребуется помощь Китая, который нынешний Белый Дом долгое время отталкивал.

Как главный торговый партнер КНДР, Китай имеет серьёзное влияние на страну. Одно лишь прекращение импорта угля из Северной Кореи — часть взятых на себя обязательств по резолюции Совбеза ООН — снизит доходы КНДР на $400 млн в год (правда, и Китаю тоже влетит в копеечку).

Но у Китая есть серьёзные опасения насчёт северокорейской политики США. Например, Китай активно выступает против размещения в Южной Корее противоракетной системы высокой зональной обороны, полагая, что это уже ставит под угрозу его собственную безопасность.

Более того, Китай выступает против «вторичных санкций», введённых ООН против китайских компаний и частных лиц, сотрудничающих с КНДР, считая это посягательством на собственный суверенитет. А при этом главный демократ Сената, лидер меньшинства Чак Шумер, хочет усилить эти санкции, призывая к прекращению прямых инвестиций из Китая.

И это не единственный случай противодействия Китаю в Конгрессе. Закон о национальной обороне 2018 года, принятый Палатой представителей в прошлом году, включает в себя призывы к правительству усилить военные связи с Тайванем, отправляя военные суда США в тайваньские порты.

В прошлом апреле сенатор Джон Маккейн заявил, что КНДР устраивает США «Кубинский кризис в замедленной съемке». Аналогия подходящая, но за вычетом одной детали: съемка уже не замедленная. Администрации Трампа стоило бы поторопиться.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.