Мы живем не в идеальной стране. Да и сами мы не идеальные люди. У кого-то лежит магнитик на счетчике. Кто-то пытается проехаться зайцем на транспорте. У кого-то зарплата серая. Кто-то получает субсидию, хотя реально не имеет на нее права. А у кого-то.... А еще мы врем. Кто чаще, кто реже. Кто из лучших убеждений, а кто из личной выгоды.

Мы не идеальны. Но мы все хотим идеальную страну для неидеальных нас. Возможно это фикс-идея. А возможно это та самая цель, которая сделает и нас, как граждан, чуточку идеальнее.

Вечный вопрос, что важнее «курица или яйцо» актуален и в нашей ситуации. Ну, вот вправду, кто должен поменяться первым: государство или граждане? Кто кого должен тянуть за собой? Кто должен подавать пример, хвалить за хорошее и четко обозначать примеры плохого? Я не о лидерах мнении я об обществе о его механизмах.

У меня есть простой ответ. В нашей ситуации важнее не «курица» и не «яйцо», не мы и не государство в лице власти. В нашей ситуации важнее всего судьи. Те самые судьи, которые в силу обстоятельств или своих убеждение взяли на себя право судить остальных. И я имею ввиду не только судей из суда, я имею ввиду всех, кто профессионально этим занимается, то есть по роду своей деятельности судит других. Разделяет добро и зло. Это и судьи, и журналисты и антикоррупционеры. То есть те люди, которые нам постоянно говорят: «это хорошо», а «это плохо». От их решений зависит приближается ли светлое будущее или нет. Они заставляют нас видеть стандарты и соблюдать их. Их мнение — это фонари на дороге к реальным изменениям. Их влияние на нашу жизнь, зачастую больше, чем влияние министра экономики или транспорта.

Учитывая важность для общества людей, которые взяли на себя обязательства быть судьями у меня есть к ним требование, которого нет к остальным людям, живущим вокруг меня. Точнее от остальных я этого хочу и жду, а от судей — требую. Я требую, чтобы судьи были честными. Чтобы я, как гражданин, мог доверять им судить других. Ведь на самом деле я доверяю им судить себя. Честность — это главная составляющая профессионализма в выбранной ими профессии.

Ровно поэтому их честность должна была такой, о какой мы мечтаем для общества в целом. Чтобы их решения не продавались не покупались. Чтобы те, кто берет деньги за право вынести свое вердикт не судили тех, кто берет деньги за что-либо другое. Так не бывает. Это не суд. Это бизнес. Бизнес, который просто маскируется под суд. Маскируется просто потому, что такой тип маскировки экономически выгоден.

Пока мы, как общество, не сможем доверять судьям по профессии, судьям от журналистики и судьям от общественных организаций, то мы обречены. Пока судьи будут имитировать честное судейство, наша жизнь обречена на имитацию. Обречена на медленные и плохо управляемые изменения.

Врач-имитатор не лечит. Строитель-имитатор не строит. Судья-имитатор не судит.

Вот почему, я к судьям предъявляю более жесткие требования чем к остальным. Вот почему, то что я готов простить многим я не готов прощать судьям. Вот почему их жизнь должна быть прозрачна.

Да это тяжелая ноша быть судьей. Быть настоящим судьей не просто. Но если ты взял на себя такое право, то ты должен соответствовать этому праву. А права без обязанностей невозможны. Те, кто стали профессиональными судьями должны понимать, что, переступив эту черту они получили право судить, но лишились права врать.

Нельзя судить других, если ты сам нечестен.