ГоловнаСуспільствоЗдоров'я

Спотворення реальності

Итак, депутаты проголосовали. Верховная Рада будет рассматривать предложенные минздравом законопроекты во втором чтении. Это хорошо, очень хорошо. Да-да, я не оговорился. Я действительно рад. Потому что в зале Верховной Рады госпоже Супрун будет труднее лгать, изворачиваться и не отвечать на прямо поставленные вопросы. Понимаю и то, что руководители минздрава будут продолжать яркие и весьма дорогостоящие акции пиара, рассчитанные на эмоциональную поддержку широкой публикой своего спорного интеллектуального продукта. И будет продолжаться обвинение всех своих оппонентов в том, что они защищают свои коррупционные аппетиты.

Фото: ТСН

Это правда. Среди моих коллег, врачей много коррупционеров. Как и в Администрации Президента, и в Кабинете Министров. Их, врачей, сделала такими система. Помните яркое публичное высказывание премьер-министра Азарова: «Врачам зарплату повышать не следует, они сами себя обеспечат…». Но очень много и честных, принципиальных людей. Рано или поздно многие вынужденно уходят из медицинской практики во всевозможные околомедицинские фирмы или уезжают из своей страны. Навсегда. Где только ни работают врачами мои молодые коллеги, в Великобритании, Польше, Франции, Израиле, Германии, Швейцарии, Норвегии, Дании и т.д. и т.п. Хорошо, успешно работают. Что ж, это был не их выбор. Их выдавила из страны Система. Та система, где категорически не хотят лечиться наши президенты, депутаты, министры и их семьи.

Мы, украинские врачи, готовились к предстоящей реформе системы общественного здравоохранения на протяжении, как минимум, последних двадцати лет. Читали умные книги, общались с зарубежными специалистами. Издавали свои и переведенные книги. Постепенно к нам присоединялись юристы и экономисты и вернувшиеся в страну с зарубежными дипломами молодые специалисты по медицинскому менеджменту… Но в нашей стране основой любых изменений является наличие верховной политической воли. Увы, таковой не было.

Ярко помню многочисленные встречи экспертов в офисе Мирового Банка в Киеве. Дискуссии были откровенными, аргументы очевидными. Руководитель офиса, немец по происхождению, с гневом и отвращением реагировал на упоминание в разговоре словосочетания «министерство здравоохранения». Прошли годы, сегодня Мировой Банк ведет себя иначе, требует проведения реформы во что бы то ни стало. Любой ценой, по-видимому, искренне не понимая, что такая реформа по Супрун, неизбежно ведет к коллапсу всей нашей медицинской системы.

Фото: Макс Требухов

Постоянно общаюсь с региональным медицинским начальством. Ненависть – вот чувство, которое они испытывают по отношению к своему киевскому руководству. Вслух такое не произносят, хотя и понимают, что практическое осуществление романтических идей госпожи Супрун будет иметь разрушительное последствие. Но… молчат. Потому что у каждого есть свой Губернатор. А каждый региональный Губернатор транслирует волю Первого лица. И контролирует ее, монаршей воли, неукоснительное исполнение.

Удивительная кадровая политика нашего Президента и его Администрации… Полное неверие в свой народ. Абсурдное игнорирование украинских экспертов. Неожиданным решением приглашен в должность министра иностранец, никогда не живший в Украине сын солнечной Грузии. В этот день в моем офисе работали два грузинских врача. Узнав о новации, они оба высказались приблизительно так: странное решение, Квиташвили был худшим, самым слабым министром здравоохранения в Грузии.

Став украинским министром, этот совсем не плохой человек имел одну особенность: он подписывал, не читая, все документы, которые предлагали ему для рассмотрения. В том числе и совершенно дикие, пахнущие идеологией средневековья. Однажды я попросил другого грузинского реформатора из иного ведомства узнать как-нибудь на досуге у министра Квиташвили: «зачем ты подписываешь все документы, даже самые глупые?» Ответ был таким: «Я же не знаю украинский язык, вот и подписываю…»

Задаю себе и читателям вопрос, до какой степени презрения к своему народу надо дойти, чтобы осуществлять ТАКУЮ кадровую политику? Квиташвили здесь не виноват, он, как и все мы – жертва.

Фото: Макс Требухов

Спустя какое-то время было принято следующее гениальное кадровое решение, в кресло министра была посажена американка Уляна Супрун. Наш Первый даже разрешил ей привести в руководство минздравом свою собственную команду. Прежде – невиданное доверие…

Сначала в экспертной среде (а она в Украине есть, пусть и не признаваемая нашим Президентом и Премьер-министром) было недоумение. Вскоре сменившееся страхом. Страхом не за себя, а за судьбу системы общественного здравоохранения. Затем – аргументированное, открытое неприятие предлагаемой «реформы». Многое прояснило очень специфическое публичное поведение госпожи Супрун, ее отказ участвовать в диалогах.

Отчетливо помню прямой эфир с госпожой Супрун на одном из уважаемых, смотрибельных телеканалов. В группе технической поддержки был муж моей сотрудницы. Ведущая, известный украинский журналист вела себя чрезвычайно мягко, что совсем не соответствовало ее обычному профессиональному поведению. Но вообще не задавать вопросы Супрун она не могла… В первую же рекламную паузу госпожа Супрун произнесла сакраментальное: «Если вы посмеете еще раз задать мне неприятный вопрос, я встану и уйду из студии!» Других неприятных вопросов в этом эфире не было. А был бесконечный монолог с ложью и грубыми искажениями реалий.

Это – стиль постоянного публичного поведения высокого чиновника, недопустимый в цивилизованных странах. И еще – это результат полной вседозволенности. Впрочем, чиновник, принятый в должность самим нашим Президентом, откровенно не являющимся гарантом Конституции, может позволить себе многое. Почти все. Не могу не прояснить и такое. Печальное, увы. Северо-американская дама, в юные годы участвовавшая в публичных акциях в поддержку соблюдения прав человека в СССР и в меру возможностей защищавшая советских политзаключенных, очень быстро освоила уже в независимой Украине сугубо советские навыки правового произвола и публичной лжи, очень напоминающей содержание лекций по «научному коммунизму». Конституционные принципы, требования Закона, положения Регламента – все это не важно, второстепенно. Поскольку есть безграничная поддержка Первого.

Бесконечный пиар. Демагогия и пиар. И категорическое нежелание отвечать на «неприятные» вопросы. И – ставшие системой уходы из помещения при попытке журналистов или депутатов получить конкретные ответы. Столь же безответная команда заместителей из волонтеров Майдана, а не специалистов.

Рассказал не все. Знаю гораздо больше. В том числе и про «отсутствие» коррупции. Не буду скрывать – боюсь! Да, и я боюсь. В тюрьму не посадят, а на улице застрелить могут вполне. Здесь не политика, а очень большие деньги… Только один пример, характеризующий ситуацию, безопасный пример. Созданием основополагающего документа для психиатрической системы (кстати, давно нами созданного!) руководит дама, не имеющая никакого высшего образования.

Понимаю, популярные артисты и певцы, привычно живущие в атмосфере беспрестанного пиара, легко верят демагогическим сентенциям. Столь же легко верят бездоказательным обещаниям многие народные депутаты. Особенно те, кто обязан соблюдать партийные решения. Горячо верят в грядущее счастье простые украинские граждане, истосковавшиеся по чуду бесплатной и эффективной медицины. Что ж, их родители столь же горячо верили в чудеса, предлагаемые им Кашпировским и подобными ему кудесниками. Судя по всему, нас ожидает коллапс всей системы общественного здравоохранения. Чудеса бывают только в сказках.

Фото: LB.ua

А реформа системы общественного здравоохранения действительно необходима. Настоящая, продуманная и детально просчитанная. Учитывающая наши реалии. Реформа, а не демагогический кавалерийский наскок со сверкающими на солнце, но затупленными саблями.

И такой, совсем не риторический вопрос: на чьи деньги госпожа Супрун осуществляет свой грандиозный дорогостоящий пиар? Неужели на деньги украинского налогоплательщика?

Ну, а продавленное Парубием голосование в Верховной Раде… Что ж, это была публичная казнь правового государства в нашей стране.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram