ГоловнаЕкономікаДержава

Абонплата за газ. Кому вигідно?

Одно из важных условий реформы рынка газа в Украине - это разделение его поставки и продажи. Это положение закреплено в законе «О рынке природного газа», который начал действовать с октября 2015 года. Планировалось, что еще в апреле прошлого 2016 года тариф будет разделен на плату за сам газ и фиксированную, не привязанную к объемам потребления, абонплату за транспортировку газа (пользование сетями). В итоге это могло привести к увеличению сумм в платежках для части потребителей. Сперва решение отложили на год, а на днях снова перенесли на три месяца. "Как минимум до отопительного периода никаких новых нагрузок для потребителя не будет", - пообещал Дмитрий Вовк, руководитель Нацкомиссии по регулированию энергетики и комуслуг.

Фото: vesti-ukr.com

Абонплата. За что?

Методология, по которым были разработаны тарифы, учитывает опыт стран ЕС и требования Меморандума о сотрудничестве с МВФ, уверяют в Нацкомиссии по регулированию энергетики. Однако в законах Евросоюза (Третьем энергопакете) нет утверждений об обязательности абонплаты за распределение газа. В директиве подчеркивается, что регулятор имеет полномочия устанавливать тарифы на транспортировку и распределение на основании прозрачных критериев и соответствующей методологии.

Вот почему в разных странах Европы действуют разные подходы к формированию тарифов на распределение газа. 11 стран ЕС имеют в тарифах на распределение фиксированную плату или плату за мощность, помимо платы за объем. Из них четыре страны взимают плату за мощность с бытовых потребителей. Вариант фиксированой абонплаты, который предлагает украинская профильная Нацкомиссия, существует только в Нидерландах.

Следовательно, ссылка на европейский опыт не совсем уместна в данном контексте. А напоминание о требованиях МВФ имело больший вес накануне принятия решения об очередном транше, а не после его перечисления.

Какие же преимущества принесет введение абонплаты за распределение газа в Украине? На этот вопрос в Нацкомиссии по энергетике отвечают таким образом (цитаты по памятке для потребителей):

  • равномерные платежи за доставку уменьшат общий счет за природный газ;
  • возможность выбирать поставщика с привлекательной ценой и лучшими условиями;
  • уменьшение цены на газ (товар) в результате конкуренции на рынке поставок;
  • повышение уровня качества и безопасности газоснабжения;
  • понятный и прозрачный счет.

Попробуем взглянуть на эти тезисы трезво. Основных аргументов два: в условиях конкурентного газового рынка потребитель сможет выбрать поставщика и абонплата будет способствовать уменьшению прозрачного счета за газ. Так ли это?

Выбирать будем, но не сейчас

Потенциально в законе «О рынке природного газа» заложены основы для появления нескольких предложений на рынке поставки газа населению. Но реализации такой возможности на практике препятствует ряд обстоятельств. Одно из них - так называемые специальные обязательства. Компании, имеющие спецобязательства по поставке газа населению, прописаны в постановлении правительства. Это сбытовые предприятия облгазов, которым «Нафтогаз» обязан предоставлять газ для нужд населения в неограниченном количестве по соответствующим заявкам. Только эти компании могут продавать газ абонентам конкретного облгаза.

В законе о рынке газа спецобязательства указаны как исключительная мера. На практике получается, что вместо рынка в стране пока что сплошные исключения.

Фото: EPA/UPG

Операторы газораспределительных сетей в Украине эксплуатируют более 409 тыс.км газопроводов, 63 тыс. газораспределительных пунктов для снижения давления газа, 271 тыс. отключающих устройств. Региональными газопроводами управляют газораспределительные компании (облгазы и горгазы). За распределение и транспортировку газа они получают вознаграждение в виде тарифа, который устанавливает Нацкомиссия по энергетике.

До принятия закона о рынке газа облгазы занимались и распределением газа, и его поставками. Но требования Европейского энергетического сообщества, на основе которых был создан закон, газовые сети и поставщик топлива не могут находиться в одних руках. Таким образом, бизнес был разделен на две составляющих: транспортировка газа и его сбыт. Предполагается, что в будущем на рынке появится несколько поставщиков, которые будут конкурировать ценой и качеством за потребителя.

Газораспределительные сети, соединяющие магистральные газопроводы c домами украинцев почти на 80% принадлежат государству, но используются газораспределительными предприятиями. Причем, бюджет от их эксплуатации не получает ничего.

В 2012 году правительство разрешило облгазам использовать государственные газораспределительные сети по праву хозяйственного ведения. В 2015 году Кабмин отменил это постановление. Сети должны были вернуться под контроль государства.

Но правительство не уточнило механизм возврата сетей, поэтому облгазы продолжают использовать их на прежних условиях.

Более 70% украинских облгазов контролирует «Региональная газовая компания» (РГК), которую связывают с Дмитрием Фирташем и его партнерами, писал БизнесЦензор. Несмотря на разделение распределения и поставки газа по региональным трубопроводам, РГК Фирташа продолжает контролировать обе функции, создав параллельные сбытовые компании, которые занимаются поставкой газа потребителям. Таким образом, юридическое разделение произошло, а фактически осталась монополия на поставки и распределению газа для населения. Примерно этот сегмент рынка можно оценить в 3 млрд долларов США в год, исходя из объемов потребления газа в Украине в 2016 году (11,9 млрд кубических метров).

Руководство "Нафтогаза" считает газораспределительные предприятия, контролируемые структурами Фирташа, "псевдопоставщиками", которые не в состоянии "принимать на себя риск достаточности ресурса и риск цены". Кроме того, их деятельность непрозрачна и закрыта для контроля. В связи с этим, "Нафтогаз" обратился к украинскому правительству с призывом ликвидировать монополию. Правда, не совсем понятно, каким образом правительство сможет реализовать этот призыв.

А что же предлагает "Нафтогаз" взамен? Передать сети новой компании под контролем "Нафтогаза". То есть вместо частной монополии будет функционировать государственная, которая должна "способствовать формированию рыночных отношений".

Глава Нафтогаза Андрей Коболев во время пресс-конференции в Киеве
Фото: EPA/UPG
Глава Нафтогаза Андрей Коболев во время пресс-конференции в Киеве

А пока что газовый рынок в Украине больше похож на НЛО: все о нем говорят, но никто его не видел.

Сегодня украинские бытовые потребители газа не имеют возможности выбирать поставщика газа. И не могут воспользоваться преимуществами конкуренции на рынке газа ввиду отсутствия этого рынка. Абонплата если и будет способствовать рыночной конкуренции, то в долгосрочной перспективе.

Абонплата. Сколько?

А что же с уменьшением общего счета за газа? Нацкомиссия по энергетике дает следующие пояснения: сегодня все население платит 6879 гривен за тысячу кубометров газа. С введением абонплаты потребители будут платить 6000 гривен за газ как товар плюс фиксированный платеж (абонплата) за пользование газовыми сетями. Сумма абонплаты будет зависеть от мощности сети определяемой по типоразмеру счетчика.

По информации госкомиссии абонплата за распределение для наиболее распостраненного типа счетчика G4 (54% от общего количества абонентов и около 85% от общего потребления по стране) может соствить 92 грн в месяц (1104 грн/год). Нововведение должно привести в целом к снижению среднегодовой платежки за газ на 4%. 

Более детальные расчеты дают не столь радужные результаты. Около 35% бытовых потребителей, проживающих в квартирах без счетчиков, и использующих газ для приготовления пищи, прийдется платить больше, подсчитала ЛИГА.Бизнес.

Государственный расчет

Эти расчеты подтверждает и министр соцполитики Украины Андрей Рева. С его слов, для потребителей, которые используют газ комплексно, плата в сумме уменьшается. Плата за газ для тех, кто использует его для подогрева воды и пищи, остается примерно такой же. А для 4,5 млн потребителей, среди которых есть люди с невысокими доходами, и которые используют газ меньше - исключительно для приготовления пищи, стоимость голубого топлива существенно возрастает.

«Введение нового тарифа, который не предусмотрен ни законом о жилищно-коммунальных услугах, ни бюджетным кодексом, влечет за собой дополнительные расходы из бюджета. А это, в свою очередь, требует изменений в госбюджете. В результате мы оказываемся в ситуации, при которой у нас отсутствуют возможности защитить людей с невысоким доходом, для которых рост цены станет существенным. Следовательно, это решение является не до конца взвешенным и продуманным», - добавил министр.

Еще более решительно был настроен премьер-министр Вдадимир Гройсман: «Увеличение действительно есть и составляет в среднем в расчетах от 1,3 до 3 раз, особенно это касается тех, кто живет в многоквартирных домах, Это недопустимо! Ни я, ни Правительство это категорически не поддерживаем».

Фото: Владислав Мусиенко

В то же время руководство Нацкомиссии по энергетике утверждает, что к введению абонплаты начали готовиться еще с 2015 года параллельно с введением либерализованного рынка. За это время были разработаны и согласованы со всеми органами власти необходимые методологии, проведено их публичное профессиональное обсуждение, а также усовершенствовали их в части социальной защиты бытовых потребителей... В общем, хотели как лучше, а получилось – как всегда.

Для кого же тогда решение госкомиссии было выгодно?

По информации госкомиссии 60% пдаты за пользование трубопроводами должны были получить частные облгазы. Это примерно 15 млрд грн выручки ежегодно. Чиновники считают, что основная сумма этих средств должна быть направлена на фонд оплаты труда (38%), обеспечение производственно-технологических расходов (38%), капитальные вложения (6%) и другие нужды. Но, учитывая непрозрачность и закрытость облгазов, деньги могут расходоваться иначе.

Валерій ЩербинаВалерій Щербина, історик, економіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram