Перейти к основному содержанию

Когда всё это кончится

Лаконичный, но полный ответ на давно наболевший вопрос: когда это кончится?

Юрий Гудыменко

Часто слышу вопрос: «Когда это закончится?». После уточняющих вопросов обычно выясняется, что под термином «это» имеется в виду война на Донбассе (а иногда — моё пение в караоке, но это мы в данной статье обсуждать не будем).

Я, как хам с историческим образованием, имею ровно два изящных ответа (про Донбасс, а не про караоке):

  1. Хер его знает.
  2. Когда Украина станет сильнее России.

Эти два ответа являются самостоятельными, но не взаимоисключающими. Скорее наоборот, они логично дополняют друг друга.

Когда закончится война на Донбассе? — Когда Украина станет сильнее России.

А когда Украина станет сильнее России? — Да хер его знает.

Почему нам надо стать сильнее России — в общем-то, понятно. Россия чаще всего прихватывала украинские земли в период максимального ослабления — будь то Крым в 2014-м или остатки УНР в 1920-м. Впрочем, это свойственно не только России: любое государство с имперскими замашками не побрезгует откусить кусочек у более слабого соседа. Падающего толкни, упавшего ограбь.

В то же время с сильными государствами Россия ведёт себя, как задиристый восьмиклассник при виде директора. Может за глаза назвать сукой, может мелом на стене что-нибудь обидное написать, может даже в припадке портвейновой храбрости залезть на директорские шесть соток и вытоптать там помидоры (правда, в случае с Россией будет, скорее всего, иначе: она эти помидоры купит, а потом демонстративно раздавит бульдозером на глазах у спокойно пересчитывающего деньги продавца).

В общем, смысл понятен. Если ты слабее России и — увы — находишься в зоне её прямой досягаемости, то всегда будешь испытывать на себе её давление. Неважно, что это будет — финансирование российским консульством творческих вечеров Задорнова с рассказами про хохлов и пиндосов или танки в авдеевской «промке». Что-то будет, и это неизбежно. Пока мы были относительно сильны, Россия финансировала общественную организацию Пургина «Донецкая Республика», которая проводила митинги и слёты. Когда мы ослабели, Россия финансирование усилила, докинув нужным людям кое-чего из старых армейских запасов, — и чёрно-красно-синий флаг той самой организации «Донецкая Республика» стал флагом, под которым до сих пор убивают украинцев на украинской же земле.

В падающего стреляй.

Итак, есть цель: стать сильнее России. Звучит, конечно, диковато: экономика у нас сейчас хоть и вышла из пике, но до российской ей далековато. Армию мы подтянули — и теперь она одна из сильнейших в Европе, но у России всё равно явное преимущество в людях и технике. Плюс, опять же, война, расходы, реформы, вялотекущий политический кризис и всё такое.

Но у кошки четыре ноги, а у палки два конца (не спрашивайте, зачем я это написал — вероятно, пагубное влияние караоке). Если ты хочешь, чтобы тебя не обижал старшеклассник Вовочка, можно записаться на каратэ, походить туда пару лет, получить коричневый пояс и Вовочке как следует навалять. Это путь самурая — долго, трудно и затратно по ресурсам (потому как забесплатно каратэ обучает только Чак Норрис в фильмах категории «Б»).

Есть другой путь — стать сильнее Вовочки, а именно — сделать так, чтобы он стал слабее тебя. Например, можно подружиться с другими старшеклассниками, которые за мелкий прайс встретят Вовочку в переулке и наложат на него санкции средней тяжести, после чего ближайший месяц Вовочка будет думать исключительно о снятии швов, а не о зашугивании младшеклассников. Можно накатать заявление в МВД — и Вовочку отправят на годик отдохнуть в уютную колонию для малолетних. Можно, в конце концов, аккуратно толкнуть Вовочку под машину на переходе. Варианты есть, одним словом. Да, это не путь самурая. Но когда стоит вопрос выживания, плакаты с Чаком Норрисом помогают слабо, а вот кастет в руке — помогает.

Иначе говоря, чтобы стать сильнее противника, не обязательно выходить на тот уровень силы, на котором он находится. Можно сделать так, чтобы уровень противника упал ниже твоего. В идеале — чтобы ты не тратил на этот процесс значительные ресурсы. Пусть он всё сделает сам. «Саморазрушение — вот что действительно важно», как говаривал попугай Кеша, закуривая очередную «беломорину», заботливо предложенную трактористом Василием из совхоза «Светлый путь».

И вот тут мы переходим к вопросу: когда? Когда Украина станет сильнее России? Когда Россия развалится и развалится ли? Когда она ослабеет настолько, что ей банально станет не до нас?

Ответ на этот вопрос, конечно же, прост и исторически обоснован: хер его знает. Закон истории ровно один и формулируется предельно просто: в истории человечества может произойти любое событие, не противоречащее законам физики. Всё, точка. Других законов у истории нет. Пойди расскажи любому россиянину в январе 1917 года, что через годик Россия будет состоять из пары десятков государств, что в Закавказье будут стоять индийские батальоны под «Юнион Джеком», а в Архангельске маршировать американские и канадские войска вперемешку с датчанами и сербами — никто бы не поверил. Как не поверил бы и советский гражданин в конце 1980-х, сообщи вы ему, что уже через несколько лет, в 1992 году, злобная американская военщина в лице ВВС США в рамках операции «Provide Hope» будет доставлять в голодающую Россию гуманитарную помощь. Но это было. Это история.

Наша задача — приблизить такие моменты. Каждый может сделать свой вклад. Не покупая российские товары, ты оставляешь голодным ещё одного россиянина, который (ну а вдруг?) когда-нибудь с голодухи выйдет на антиправительственный митинг или присоединится, например, к сибирским сепаратистам. Общаясь с родственниками из России, ты так или иначе влияешь на их точку зрения, а они — на коллег и соседей (однако это дорога с двусторонним движением: если долго вглядываться в унитаз, унитаз начнёт вглядываться в тебя). Даже банальный репост много что значит в информационной войне. Такие у неё правила — ты и солдат, и жертва. Die hard.

Только тогда, когда мы станем сильнее России или когда она станет слабее, чем мы, вернутся Крым и Донбасс. А на вопрос, когда это случится, я уже ответил: хер его знает.

Как видите, историческое образование имеет свои плюсы. Всегда находятся ответы на наиболее сложные вопросы современности.

Данная рубрика является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.