Перейти к основному содержанию

Поставили на место

О широких жестах, болезненном ударе по Кремлю и почему нам тут не стоит расслабляться.

Утром 7 апреля два американских эсминца залпом из полусотни крылатых ракет «Томагавк» сравняли с землёй сирийскую авиабазу Шайрат. Предположительно, именно с этой авиабазы взлетали самолёты, за несколько дней до этого применившие химическое оружие против мирного населения в контролируемом повстанцами городе Хан-Шейхун. Присутствовавших на ней российских военных предупредили об атаке по дипломатическим каналам, порекомендовав поскорее удалиться, что те и сделали.

Итак, что это было?

Очевидно, что у этого удара не было серьёзного военного значения. Да, были уничтожены самолёты, погибли военнослужащие (по данным самих сирийцев — шесть МиГов и семеро погибших, но не исключено, что преуменьшают) и повреждена авиабаза. Но очевидно, что в масштабах общей боеспособности сирийской армии и её российских партнёров это так, болезненный щелбан. Характерно, что по базе отстреляли 59 «Томагавков» — хотя на такой объект хватило бы и намного меньшего количества. То есть с чисто военной точки зрения поступили нерационально. Так не воюют.

Так ставят на место.

Уничтожение авиабазы после химической атаки по мирному городу — широкий, демонстративный жест, призванный показать: мы можем доставить вам трындец в любую точку вашей замечательной страны. Если захотим. Не делайте так, чтобы мы захотели. Да, для полного поражения армии Асада необходима наземная операция, но наносить точечные удары, уничтожая стратегические объекты, США могут в любой момент, не боясь ответа. И вчера Пентагон доказал, что он готов на это, если ситуация, с его точки зрения, зайдёт в тупик. Это — новая переменная, введённая в сложное уравнение сирийской войны.

Также у жеста есть подтекст. Плохо скрытый мелкий шрифт: и нет, русские вам не помогут. Ни политически, ни практически.

Политически — потому что этот жест перечеркнул надежды на объединение усилий РФ и США по Сирии. От попыток договориться перешли к открытой конфронтации. Впрочем, после того как Россия в ООН начала прикрывать применение химического оружия против мирного населения (правительством, которое ранее уверяло, что полностью сдало свои запасы боевых газов), этого следовало ожидать. В свою очередь, РФ временно вышла из меморандума о безопасности полётов в зоне боевых действий в Сирии, ранее заключённого с США.

Практически — потому что американские эсминцы демонстративно отстрелялись сквозь зону действия российских противоракетных комплексов С-400, расположенных в Хмеймиме (потенциальная возможность частичного перехвата, к слову — единственное рациональное объяснение такого мощного удара по одной точке). Но, по заявлениям американской стороны, ни один «Томагавк» не был перехвачен.

c400

Напомним, россияне два года хвастались, что после поставок в Сирию С-300 и С-400 небо над страной надёжно прикрыто, в том числе, от крылатых ракет. Текст от ноября 2013 года:

…Комплекс способен обнаруживать цели на расстоянии 400 км. С этого расстояния возможно поражение аэродинамических целей при скорости их полета до 4,8 км/с, к таким относятся крылатые ракеты, самолеты тактической (это, например, истребитель F-16, стрелявший ракетой Sidewinder по российскому Су-24) и стратегической авиации, а также боеголовки баллистических ракет. Ракеты «Триумфа» могут поражать низколетящие цели на высоте от 5 м.

И вот — американцы проверили эффективность С-400 против маневренных низколетящих целей. Наглядно, на весь мир. Что же российские эксперты говорят теперь?

— Наша система ПВО С-400, которая развернута в Сирии, на авиабазе Хмеймим, чисто технически не смогла бы сбить американские «Томагавки», — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — До сирийской авиабазы Шайрат, по которой нанесли удар американцы, от Хмеймима порядка 100 км. Однако для систем ПВО есть ограничительное понятие радиогоризонта.
Да, максимальная дальность поражения С-400 составляет 400 км. Но надо понимать: это досягаемость по воздушным целям, которые действуют на средних и больших высотах. Крылатые ракеты, которые действуют на высотах 30−50 метров, не видны с такого расстояния просто потому, что Земля «кривая» — шарообразная. Словом, американские «Томагавки» находились за пределами радиогоризонта С-400.

Разумеется. Форма Земли помешала. Слишком круглая, засранка. Жаль только, сирийцев перед поставкой не предупредили, что на 400 км система работает только в условиях плоских планет. Ничего, зато теперь другие покупатели, действующие и потенциальные, в курсе будут.

Но болезненным оказался удар не только для российской оборонки, но и для тщательного выстраиваемого РФ внешнеполитического имиджа. В последнее десятилетие в самопозиционирование России вернулась советская традиция демонстративного бряцанья оружием: возобновление полётов стратегической авиации, виражи истребителей над американскими кораблями (по иронии судьбы, отработавший по Шайрату эсминец USS Porter ранее тоже «пугали» российскими самолетами), шуршание подлодок у европейских берегов. В общем, РФ старательно восстанавливала бренд дикаря с гранатой, с которым стоит считаться, а не то…

И вот, наконец-то всё-таки последовало – «а не то что?» Вот сейчас США демонстративно сотрёт в пыль авиабазу российского союзника, предварительно попросив россиян оттуда уйти. И что?

А ничего. Уйдут и будут рассказывать о технических сложностях перехвата и жаловаться на американскую военщину, нарушающую суверенитет чужого государства (вот уж воистину, чьи бы ёлки шелестели). Просим поставить для нашего друга Владимира песню «Что ж ты, фраер, сдал назад».

Итог — сильно пошатнувшееся реноме Кремля. Они слишком долго выстраивали свой образ на силовом шантаже, слишком далеко зашли на этом пути. Теперь даже страшно признаться, что вся демонстрируемая ранее сила и решимость — во многом дутые. А особенно в эти месяцы, когда Россию начинает лихорадить изнутри. Показательно, что под впечатлением от произошедшего просел даже курс российского рубля.

Но есть и плохие новости. Если Кремль решит восстанавливать реноме крутого парня — восстанавливать он его будет за счёт тех, кто не сможет дать сдачи. Совсем не исключено, что такими посчитают нас. Не исключено, что, получив боль, печаль и унижение в Сирии, Москва попробует вновь попытать счастья в Украине.

Так что продолжаем поливать грядку машинным маслом. На всякий случай.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.