17 марта, в пятницу вечером, прошла встреча блогеров с замминистра экономики Украины Натальей Микольской. С апреля 2015 года она занимается всеми вопросами, которые касаются внешней торговли Украины. Когда Наталья Микольская вступила в должность, место Украины в международной торговле было, как говорится, «на дне». Были огромные риски приостановления контрактов из-за форс-мажоров. У Украины был нехороший имидж. Объективно на Украину нельзя было положиться. Поэтому Наталье и ее команде оставалось тушить пожары. Только за прошлый год Наталья Микольская провела в командировках 121 день.

Однако делать свою работу без стратегии и глобального видения невозможно. Поэтому сейчас в приоритете принятие экспортной стратегии Украины до 2021 года. С целями, конкретным планом действий и распределением ответственных из власти и бизнеса. Эта стратегия будет пересматриваться каждые полгода. Блогерам на встрече раздали драфт стратегии, а официальная презентация данного 140-страничного документа состоится 28 марта в Украинском доме.

На сегодняшний день, по опросам, у 99% украинских компаний – и у больших экспортеров с многомиллиардными прибылями, и у среднего бизнеса – нет экспортных стратегий. Как правило, у них есть какой-то видение на 1 год, которое они закладывают в свой финансовый план. Есть какие-то более-менее представления о том, какие у них приоритетные рынки. Однако стратегического видения нет. И это не дает возможности им формулировать задания для Натальи Микольской, как она должна отстаивать их права и интересы.

Последний яркий пример. Сейчас идут переговоры с Израилем по поводу зоны свободной торговли. По результатам рассылки листов и встреч с украинскими промышленными ассоциациями, из 77 ассоциаций четкую консолидированную позицию имеют лишь 8.

Торговых представительств Украины нет за границей. Есть экономические отделы в посольствах. Важно, чтобы кроме подготовки отчетов и написания циркуляров, они занимались реальным продвижением украинского экспорта. Предыдущее правительство Яценюка инициировало создание 7 пилотных торговых представительств Украины за границей, но проект указа вернули на доработку. Поэтому сейчас команда Никольской работает над созданием другой модели торговых представительств Украины.

В свете российской агрессии, вопрос о настоящем и будущем экономических отношений с Россией высоко актуален.

«— Наталья, вы читаете Kyiv Post?

— Читаю. Последний выпуск не читала.

— Это последний выпуск Kyiv Post, где мы можем увидеть табличку „Несмотря на войну, Россия остается главным экономическим патнером Украины“. Просто цифры из статистики Госстата. За прошлый год в Россию было экспортировано больше, чем в какие-либо другие страны – $3,5 млрд. И из России к нам поступил импорт больше, чем из каких-либо других стран, – на сумму $5,1 млрд. Если сравним с Канадой, с которой на неделе ратифицировали зону свободной торговли, то там объемы в сотни раз меньше. Поэтому возникает логичный вопрос – какое место России в экспортной стратегии? Это стратегический партнер? Какое будущее у него?

— Мы рассматриваем Россию как исторический рынок, который обеспечивал нам определенное время поступления валютной выручки благодаря критическому импорту для России из Украины. Этот рынок не будет рынком фокуса однозначно и рынком, на который государство будет тратить любые ресурсы для того, чтобы на нем остаться. Я верю, что рано или поздно режима не будет и мы начнем торговать с Россией, как торговали когда-то. Потому что экономическая теория говорит о том, что страны-соседи являются естественными торговыми партнерами друг другу.

Поэтому России мы отводим место исторического рынка. А то, что Россия остается нашим основным торговым партнером, то да, мы туда экспортируем, но в этом году мы увидели, что ряд продукции, которая исторически экспортировалась только в Россию и рынки СНГ (например, запчасти к залізничному оборудованию), пошла в ЕС, в первый раз всю историю независимости Украины. Также пошли в ЕС запчасти к микроскопам, которые используются в оборонных заказах.

Если брать статистику, то у нас есть статистика по каждой стране ЕС. А ЕС – таможенный союз. Если товар заходит в Германию, он очень легко может оказаться в Польше, Франции или в другой стране. Поэтому я всегда являюсь сторонником того, чтобы брать ЕС для целей нашей статистики как одно целое. Если мы на это посмотрим, то ЕС является нашим [ключевым] торговым партнером.

Что касается импорта. Убираем энергетический импорт [из России], и цифра у нас будет совсем другая. Потому что энергетический импорт у нас составляет, в зависимости от временного промежутка, в среднем 50% того, что мы импортируем из РФ. Наши новые соглашения о зоне свободной торговли, которые мы заключаем, также дают возможность переориентироваться украинским компаниям в поставках критического импорта. Мы сейчас видим это, например, в авиастроении».

В завершение встречи Наталья Микольская сказала о поддержке со стороны министра экономики и премьер-министра в реализации ее инициатив. А значит, требовать от нее результатов нужно в полной мере. Пока что прогнозные 7% роста экспорта Украины в 2017 году выглядят довольно жалко.

А Россия, хоть и не рынок фокуса, до сих пор остается ключевым торговым партнером Украины из-за долгой истории тесных взаимоотношений. Более того, благодаря близкому географическому расположению России, интенсивность торговли с ней может даже вернуться к довоенному периоду в будущем, в зависимости от изменений в политике Кремля.