Ссылки для упрощенного доступа

"Российская стратегия дискредитации"


Нападение на отделение Альфа-Банка в Киеве 14 марта 2017 года
Нападение на отделение Альфа-Банка в Киеве 14 марта 2017 года

Украина остановила транспортное сообщение с неподконтрольными территориями Донбасса. В Государственной пограничной службе подтвердили, что любые грузовые перевозки через линию разграничения прекращены с 13:00 15 марта. Это не касается мирных граждан, которые перевозят в небольших количествах продукты питания и личные вещи. В ответ на торговую блокаду в Москве заявили, что такой шаг Киева противоречит Минским соглашениям по урегулированию конфликта на востоке Украины.

В среду, 15 марта, на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) во главе с президентом страны Петром Порошенко принято решение о временной остановке железнодорожного и автомобильного сообщения с оккупированными территориями Донбасса. С ним полностью прекращается и торговля. Исключение будет сделано только для гуманитарных грузов украинских и международных организаций, в частности ООН и Красного Креста. Это решение будет действовать до тех пор, пока сепаратисты не вернут под юрисдикцию Украины захваченные предприятия. С 1 марта лидеры так называемых "ДНР" и "ЛНР" ввели "внешние управление" на более чем 40 украинских предприятиях и шахтах, находящихся на подконтрольной им территории. Кроме остановки грузоперевозок в неподконтрольные Киеву районы Донецкой и Луганской областей члены СНБОУ поручили Нацбанку и Службе безопасности Украины в течение суток внести предложения по банкам с российским капиталом. Предложения могут включать и введение против них санкций.

Фактически украинские власти пошли навстречу и радикалам, заблокировавшим недавно главный киевский офис российского Сбербанка, и участникам торговой блокады Донбасса, которые с конца января перекрывали железную дорогу и некоторые автомобильные магистрали.

Они требовали освободить удерживаемых в "ДНР и "ЛНР" украинских пленных и прекратить "торговлю на крови" с сепаратистами. Украинское правительство изначально осудило эту акцию, заявив, что она вредит экономике Украины. В феврале из-за остановки участниками блокады поставок донбасского антрацита, на котором работают украинские электростанции, в энергетике ввели чрезвычайное положение. Как говорят сейчас чиновники, только благодаря теплой погоде удалось избежать веерных отключений электричества.

Власти опасались масштабных протестов по всей стране после того, как вечером 13 марта спецназ СБУ и полиции задержал в Кривом Торце (Донецкая область) более 40 участников блокады с Донбассом, в основном бывших бойцов добровольческих батальонов, участвовавших в войне с сепаратистами. После этого в нескольких городах Украины – Киеве, Виннице, Луцке, Черновцах – прошли митинги в поддержку блокады, и утром 14 марта всех задержанных в Кривом Торце отпустили.

Значительную часть выступления на заседании СНБОУ Петр Порошенко посвятил результатам акции на линии разграничения, организованной рядом депутатов Верховной Рады.

"За полтора месяца блокадники не приблизили, а отдалили перспективы возвращения этих районов под украинский контроль. Они не развеяли, а лишь усилили привитые российской пропагандой страхи среди наших соотечественников. Они не вернули ни одного нашего пленного. Западные СМИ, говоря о блокадных атаманах, все чаще описывают Украину как государство, которому угрожает волна неуправляемости и анархии. И это целиком вписывается в российскую стратегию дискредитации нашей страны", – заявил глава государства.

Директор Института стратегических исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев называет решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о запрете перемещать грузы через линию соприкосновения в Донбассе "антиконституционным":

– На мой взгляд, Конституционный суд Украины должен в инициативном порядке отреагировать на это. Второе: решение содержит признаки сепаратизма. Обвиняя в сепаратизме самопровозглашенные республики, государство делает шаги, которые способствуют и интенсифицируют сепаратистские процессы. Третий момент: по сути, мы уже имеем дело с признаками реализующейся диктатуры в условиях, когда нет ни чрезвычайного, ни военного положения в стране. Категорически отрицаю, что это сиюминутная реакция, перехват инициативы торговой блокады. Слишком серьезная инициатива. Хочу напомнить, что сценарий с блокадой разворачивался еще в конце декабря 2016 года. Действия участников блокады, несмотря на нынешнюю конкуренцию, и заявления были синхронны с военной трагедией в Авдеевке. И это факт, что участники блокады достигли своего результата. Он, прежде всего, состоит в том, что эта акция превратилась в широкое действо, в нее вовлечены сотни людей, многие, действительно, на добровольных началах. Тема блокады стала частью национальной повестки. И хочу обратить внимание: если блокада начиналась с проблемы борьбы с коррупцией и контроля за перевозками, а закончилась, по сути, акциями, которые блокируют экономические отношения со страной-агрессором, это говорит о том, что по существу повестка скатывается в новую конфронтацию уже не по оси "центральная власть – сепаратистские республики", а по оси Украина – Россия.

Андрей Ермолаев не исключает жестоких ответных шагов на последние решения Киева по Донбассу со стороны российских властей:

– Прежде всего, речь может идти о встречных шагах по блокаде, о встречных ограничениях, причем в сфере торговых отношений, связанных с энергоносителями, с тем же углем. Возможно ограничение перемещения. Кремль всегда использует те слабые места, которые возникают в украинской политике и в решениях украинских властей. В данном случае с появлением решения СНБОУ возникает целый спектр последствий. По существу, девальвируются Минские соглашения. Кроме того, возможны встречные шаги в случае принятия санкций в отношении банков с российским капиталом. И учитывая, что речь идет о соблюдении гражданских прав при перемещении, повторюсь, может быть зеркальная реакция, причем она коснется гастарбайтеров и всех, кто пересекает границу Украины и России. И это, естественно, будет еще одним катализатором внутреннего кризиса. То есть, проще говоря, противнику дали в руки новое оружие с помощью этого решения. Кому это выгодно? Вопрос риторический. Ясно, что в данном случае речь идет о той самой "партии войны", которая теперь распоряжается "капиталом" блокады и "капиталом" нынешних протестов. И еще один важный момент. Сепаратисты уже заявили, что блокада является для них по значимости еще большим событием, чем все прежние, в том числе и военные действия, потому что делает неотвратимым процесс формирования государственности. Они уже объявили не только о том, что их денежной единицей является рубль, но и о переходе к пограничному режиму во взаимоотношениях с Украиной, обустройству своей границы. Это может еще больше укрепить процессы внутренней мобилизации так называемых "ДНР" и "ЛНР", – полагает Андрей Ермолаев.

В ответ на остановку грузоперевозок в неподконтрольные Украине районы Донецкой и Луганской областей постпред России в трехсторонней контактной группе Борис Грызлов заявил, что такие действия Киева нарушают Минские соглашения по урегулированию конфликта в Донбассе. С этим утверждением Грызлова не согласен директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала:

– Украина ответила на национализацию сепаратистами наших предприятий в Донбассе. В Минских соглашениях нет пункта, в котором бы говорилось о транспортной блокаде и прекращении торговли с неподконтрольными Украине территориями. Поэтому заявление Грызлова, скорее всего, сделано для того, чтобы Кремль имел время на принятие решения. А решений у российских властей может быть только два: пойти на так называемую денационализацию или на эскалацию напряженности в Донбассе.

Прекращение поставок грузов сепаратистам Виталий Бала считает оптимальным в нынешней ситуации решением украинских властей, призванным в том числе и снизить градус протестных настроений в Украине:

– Несмотря на все заявления, осуждения и предостережения о негативных последствиях для Украины, решение СНБО, по моему мнению, является наилучшим вариантом по выходу из сложившейся ситуации на линии соприкосновения. Этот шаг приветствовали и участники торговой блокады Донбасса. Это решение дает возможность снять возникшее напряжение, и можно говорить, что власть отказалась от конфронтации и согласилась на диалог с обществом.

– Одними из организаторов торговой блокады Донбасса стали депутаты Верховной Рады от "Самопомощи" Семен Семенченко и Егор Соболев. Как вы расцениваете в этой связи заявление Порошенко, который обвинил в существенных экономических потерях от блокирования железной дороги и фактически предъявил счет за это не только партии "Самопомощь" мэра Львова Андрея Садового, но и "Батькивщине" экс-премьера Юлии Тимошенко?

– Блокада торговли, перемещения контрабандных грузов с временно оккупированными территориями Донбасса априори правильна. Другой вопрос, что политические силы не могли не воспользоваться этой блокадой в своих интересах. Для меня заявление президента стало неожиданным. Оказывается, и "Батькивщина", как говорит Порошенко, участвовала в блокаде. Да, эта политическая сила заявляла, что она поддерживает эту акцию. Об этом же заявляли и Радикальная партия Олега Ляшко, и "Свобода" Олега Тягнибока, и другие. Поэтому слова Порошенко не совсем корректны, и в этой ситуации счет надо выставить власти, и в первую очередь правительству, которое допустило, что Украина оказалась зависимой от поставок с временно оккупированных территорий. Это недоработки, нежелание или неспособность чиновников, отвечающих за энергобезопасность страны, и именно их следует привлекать к ответственности и выставлять им счет. Если бы СНБОУ принял такое же решение, как 15 марта, сразу после того, как возник вопрос о перемещении контрабандных грузов через линию разграничения, то никаких бы политических бонусов, спекуляций и обвинений не последовало бы. В политике все нужно принимать вовремя, чтобы избежать непрогнозированного развития ситуации, – убежден политолог Виталий Бала.

XS
SM
MD
LG