Новогоднее обращение к президенту Украины

Ярослав Грицак
Историк, публицист, профессор Украинского Католического университета

Для начала высказал бы свое признание: Петр Порошенко — первый президент Украины, при котором уже третий год ведутся систематические реформы. Из всех украинских лидеров такие реформы пытался проводить Леонид Кучма, и то лишь в первый год своей власти. Какими бы скромными они ни были, но дали эффект через пару лет, пишет в блоге на «НВ» историк, публицист, профессор Украинского Католического университета Ярослав Грицак.

Я не знаю, какой была бы Украина, если бы не спровоцированный этими реформами экономический рост второй половины 1990‑х, подтолкнувший в свою очередь новый средний класс — класс, в значительной степени ответственный за первый, а еще больше — за второй Майдан. Могу только представить, какой и где сейчас была бы Украина, если бы какие‑то реформы проводил Виктор Ющенко.

К нему всего один вопрос: как он может спать по ночам, не мучают ли его угрызения совести?

Проведение или непроведение системных реформ — главный критерий, который должен определять наше отношение к каждому украинскому президенту. Порошенко этому критерию соответствует. Не скажу, что идеально. Однако за неидеальность отвечает не только он, но и наше организованное гражданское общество. Последнее не может обеспечить достаточное давление снизу. Не на словах — на словах мы все умеем, а с помощью новых политических проектов и катапультирования в высшие эшелоны власти реформаторов (пример ProZorro — скорее исключение, чем правило). Если нет политического давления, то и реформы идут так себе — запоздало и медленно.

Гражданское общество вместе с президентом заслуживает общей похвалы не за реформирование, а, по сути, за создание украинской армии. Нужно быть слепым или популистом, чтобы не признавать этого.

При этом лишь одному президенту стоит высказать признание за внешнюю политику. Говорите, что хотите, но я не вижу на этом месте Юлию Тимошенко, Юрия Бойко, Анатолия Гриценко или любого другого политика с президентскими амбициями.

Здесь мои комплименты заканчиваются. Далее начинается критика.

Сосредоточусь на главном и в который раз повторю: “Недостаточно сказать “А”, если не говоришь “Б”. Не может быть радикальных экономических реформ без таких же политических. Языком теории: нельзя перейти к стабильному экономическому развитию без перехода к открытому доступу в политике. Уровень закрытости бывает разным, и Украина эволюционирует от большей закрытости к меньшей.

Но в целом наша политическая система остается закрытой, и символом ее закрытости является сам президент.

Не знаю, для чего он сосредотачивает власть в своих руках: ради того, чтобы проводить реформы “сверху”, ради победы на следующих выборах или же просто ради собственного обогащения. Но сам факт, что я этого не знаю, и те, кто пытается понять украинскую ситуацию, тоже не знают, говорит о том, что украинская политика остается закрытым “черным ящиком”.

Хуже всего, если президент собирает власть для собственного обогащения. В этом нас пытается переубедить пресса, старые и новые оппозиционеры. Об этом же твердят знакомые бизнесмены. Возможно, это и правда. Но не могу поверить, пока не увижу.

Так же, как и в благородность намерений президента поверю лишь после того, как прочту его электронную декларацию за 2017 год и смогу сравнить ее с нынешней. Если за год состояние Порошенко увеличится, значит, это правда — он стал новой реинкарнацией Януковича.

Но мы не обязаны ждать целый год. Президент может доказывать благие намерения уже с 1 января 2017‑го, раздавая свое состояние на благотворительные цели. Снова‑таки, поговаривают, что он занимается этим, но непублично. Не хочу полагаться на слухи. Хочу видеть, как он раздает средства через созданные им благотворительные фонды для помощи беженцам, инвалидам войны, пенсионерам, молодым ученым и самым социально незащищенным слоям населения. Другими словами, у нашего президента есть возможность стать кем‑то вроде украинского Сороса или диккенсовского Скруджа, если хотите, переродившегося под влиянием Рождественского чуда.

Я мог бы использовать моральные аргументы — мол, нехорошо быть богатым человеком в беднеющей стране. Но в какой‑то степени это возвращает нас к проведению или непроведению реформ.

Итак, если мое главное пожелание украинцам — становитесь богаче, то президенту в новогоднем обращении советую как раз обратное: беднейте, господин Порошенко — и чем убедительнее, тем лучше.

Copy
Мнения, высказанные в рубрике "Мнения", передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции. Редакция сайта не отвечает за достоверность таких материалов, а сайт выполняет исключительно роль носителя

Узнавайте первыми о публикациях любимых авторов:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.